
Начиная с периода Намбокутё, характер войны меняется — все большее значение уделяется применению крупных пехотных подразделений и, соответственно, все меньшую роль на полях сражений играют конные самураи. Многие пехотинцы выступают в качестве лучников, способных засыпать вражеские позиции тучами стрел, как это делали монгольские захватчики. Конные самураи начинают отказываться от лука и берут на вооружение копье, позволявшее весьма эффективно противостоять атакам пеших воинов.
Но самураям приходилось зачастую воевать в условиях, когда опознать их по боевым знаменам в руках вассалов было затруднительно, и тогда они прибегали к средствам дополнительной идентификации. Сначала эту функцию выполняли небольшие флажки, напоминавшие крошечные хата дзируси, крепившиеся к налечникам доспехов или к кольцу на затылочной части шлема.
Первый тип назывался содэ дзируси ("наплечный значок"), второй — каса дзируси ("значок на шлеме"); каса дзируси мог также крепиться на гребень в передней части самурайского шлема.
Эти флажки являются первыми в Японии средствами геральдической идентификации, которые носили сами самураи, а не их вассалы-знаменосцы. Есть сведения, что подобного рода флажки носили также слуги самураев, что делало их похожими на атрибут "военной униформы", первой в Японии. Хата дзируси еще продолжали использоваться, но теперь они ограничивались функцией, которую выполняли во времена соперничества Тайра и Минамото — флагов, представлявших воинские подразделения самураев или даже целое войско, а не отдельного воина.


Знак "разрезанная дыня" Таки Гава Кадзума-су, противостоявшего Хидэёси после смерти Ода Нобунага и разбитого при Камэяма в 1583 г.