Если обратиться к исторической трактовке геральдического описания знамен, то поражает впечатляющее разнообразие терминов, относящихся к сфере инсигний, которые для удобства обычно именуют «знаменем», что является термином насколько общим, настолько кратким и неточным.
Академия делла Круска (1582 г. - Примеч. науч.ред.) с забавной тавтологией определяет «инсигнию» как «знамя», что является сообщением ошибочным, поскольку знамя всегда выполняется из материи, и в основе своей - это римский «vexillum», то есть небольшой «velum», в то время как инсигния, строго говоря - это «signum», знак, то есть какой-то предмет, служащий для различения или обозначения народа, воинского контингента, государственного учреждения, корпорации и т. д.
- Во-первых, можно было бы вспомнить всевозможные лабарумы, хоругви, орифламму, штандарты, стяги, вымпелы и проч., поскольку разновидностей знамен, обозначающих и отличающих ячейки любого социального целого, чрезвычайно много.
- Во-вторых, следует учитывать исторический и этнический контекст, поскольку только так можно правильно определить и оценить значение и понять отдаленные причины, повлиявшие на формирование важных общественных фигур, как, например, фигура гонфалоньера (буквальный перевод - знаменосца, точнее, хоругвеносца.
История военного знамени Италии
Однако в средневековой Италии этот термин обозначал значительно более высокий статус начальника городского ополчения или главы магистрата. -Примеч. науч.ред.). Мир кавалерии Средневековья предстает менее серым во многом благодаря тем многоцветным и многообразным инсигниям, выполнявшимся из ткани, каждое из которых имело свое название и значение. Не менее важны и процессы, предшествовавшие тому героическому периоду, и их уяснение необходимо для освещения отдельных традиций в геральдике, прежде всего, какие страны вышли в этом на первые роли.
Римский вексиллюм (vexillum) квадратной формы и пурпурного или алого цвета имел номер легиона и когорты; он натягивался на палку которую в горизонтальном положении привязывали к копью. Полковые знамена европейских войск VIII—IX веков не сильно от них отличались, за исключением вертикального расположения. Лабарум (labarum) первоначально был окровавленной одеждой врага. Император Константин Великий преобразовал его в императорский богато украшенный стяг, а вот у франков с эпохи Меровингов особо чтимой инсигнией была другого рода одежда - синий плащ Святого Мартина.
История военного знамени средневековой Франции
История Франции особо показательна для понимания истоков знамен с точки зрения их цветов, формы и самой терминологии: реликвия, какой считался плащ Святого Мартина Турского, хранилась в ящике под названием «chape» (крышка, мантия), за ее сохранность отвечали «chapelains» (капелланы), которые заботились о знамени во время военных походов. Если ситуация складывалась критическая или опасная, ящик с реликвией оставляли в королевском дворце или аббатстве Сен-Мартен, заменяя ее синим стягом; как это и происходит при метонимических заменах, это знамя получило известность как «мантия Святого Мартина».
Право быть знаменосцем принадлежало графу Анжуйскому, великому сенешалю Франции по статусу, географически связанному с Туром; по этой причине синий цвет был взят домом Анжу для собственного герба - с добавлением золотых лилий. Другое знамя, красная орифламма, хранилось в аббатстве Сен-Дени, и его также брали в сражение. Знаменосцами выступали графы Вексенские - их земли в 1126 году вошли в королевский домен, и Людовик VII Толстый (король с 1137) сделал эту орифламму национальной инсигнией.
Людовик IX основополжник королевского стяга
Собственно королевский стяг, который появлялся на поле боя, когда сражением командовал лично король, появился при Людовике IX: квадратной формы и с синим полем, усеянным золотыми лилиями, которое получило в геральдике обозначение «старинного французского».
Наконец, при первом короле династии Бурбонов, Генрихе IV, было даровано белое знамя кавалерии, но и оно, начиная со времен Людовика XII, развертывалось на поле боя только в случаях присутствия короля, то есть оно не было знаменем главнокомандующих, а в 1661 году Людовик XIV взял его себе в качестве личного штандарта.
Так что все становится понятным, если вспомнить, что первоначальный герб Бурбонов был рассеченным синим и красным, а знамя Французской Республики с самого начала было трижды разделено столбообразно на синее, белое и красное поля, и все три цвета имели «династическое» прошлое!
В то время как французы, точнее, их монархи, серьезно занимались ограничением могущества феодалов, вассалов короля, объединяя их земли в единое государство, в Италии все больше крепчал ветер независимости, отгоняя дальше к горизонту тяжелые тучи власти германских императоров, дабы дать просвет лучам идеи античного полиса, которая обновилась в реалиях.
Герб города Вюрцбурга (Гессен-Нассау) |
Герб города Тюбингена (Вюртемберг) |
Родовой герб фамилии Гонфалоньери (Милан) |
Герб провинции Овернь (Франция) |
Родовой герб фамилии Корвайя (Энна, происх. из Пизы) |
Орифламма
|