Родовой герб фамилии ван Лейден (Нидерланды). «В красном поле серебряный пояс, обремененный тремя черными звездами (морскими) и сопровождаемый тремя золотыми львами, два в главе и один в оконечности». Шлемовая эмблема: справа - половина восстающего золотого обращенного льва с красным языком; в центре - серебряный сосуд с растением с черными листьями; слева - одно серебряное крыло, обремененное тремя звездами со щита. Щитодержатели: два противовосстающих серебряных дракона с красными языками.
Всякий, кто обладает минимальными познаниями в области зоологии, на первый взгляд отнесет дракона к классу пресмыкающихся и окажется прав, так как в Индонезии, на Суматре, действительно существует летающий дракон (Draco volans). Однако между этим маленьким и безобидным существом и фантастическим зверем, изрыгающим пламя и иногда пожирающим своих детенышей, такая же пропасть, как между орлом и фениксом.
Несмотря на это, дракон является уникальным феноменом мировой культуры - ведь он присутствует почти во всех мифологиях мира.
Французский естествоиспытатель Ласепед едко заметил, что он существует повсюду, кроме самой природы, хотя почти инстинктивно ассоциируется с Китаем, а какую смысловую нагрузку он несет - позитивную или негативную - невозможно решить однозначно. В Китае это, несомненно, положительный персонаж: там дракон, по легенде, учил императора каллиграфии, а вот в иудео-христианской традиции - отрицательный.
Дракон в геральдике, в искусстве и предметах обихода
Образы святых (например, Георгия Победоносца) и архангелов, сражающихся с драконами, присутствуют и на печатях, и на монетах, и на барельефах, и в живописи, и, конечно, в гербах. Однако в геральдике существует четкое различие между сатанинским чудищем, символом зла, обязательно поверженным и пронзенным, и «добрым» драконом, символом «бдительности, проницательности, благоразумия, верной стражи, власти и добрых предзнаменований».
Все это явно соотносится с античной традицией: «В древности драконов носили на стягах персы, парфяне, скифы, даки и ассирийцы. Позднее сами римляне рисовали драконов красным цветом на своих знаменах, и те солдаты, которые несли эти знамена, назывались «драгонариями»; потом появился обычай изображать их в гербе» (он же). Что касается греческой истории и мифологии, то как не вспомнить стражей садов Гесперид, Эпаминонда со щитом, украшенным изображением дракона, и дракона, появившегося в небе (крест в ту пору, как императору Константину, еще не являлся) над водами Саламинской бухты? А эмблему партии гибеллинов, если говорить о более поздних эпохах?
Дракон, рождающийся из короны (английская шлемовая эмблема). |
Дракон, восходящий из венчика (бурелета) (английская шлемовая эмблема). |
Дракон в германской геральдике
В древнегерманском эпосе дракон в геральдике, убитый Зигфридом, является стражем бессмертия. Это позволяет провести параллель с индийской мифологией (что говорит об индоевропейских корнях самого мифа), где от дракона исходит вещество сома, дающее бессмертие, а китайский дракон возносит на небеса Бессмертных, то есть императоров.
С Дальнего Востока происходит и изображение двух драконов, повернутых друг к другу лицом, которое европейцы восприняли, вероятно, через арабскую культуру, так как в изобразительных искусствах и в герметических доктринах (и у арабов, и в Европе) он присутствует именно в своем двузначном символическом значении.
Дракон являет собой два противоположных начала, нейтрализующих друг друга или стремящихся объединиться в единую непобедимую силу (как два дракона, белый и красный, в кельтско-британской мифологии).
Но в геральдике не обошлось и без курьезных преувеличений. Так, блазон герба французского рода Ансезюн гласит: «Красное поле с двумя чудовищными противостоящими золотыми драконами, обращенными друг к другу, держащими правой лапой свою бороду, состоящую из скрученных змей; каждая лапа оканчивается тремя змеями с единым хвостом, каждая из которых кусает себя за спину».
Средневековые изображения дракона (церкви Сен-Филибер в Турню и Сен-Жан в Пуатье, XII век).
Итак, в геральдике, как в зеркале, отразился весь символический пласт культуры, о чем свидетельствуют изображенные ниже гербы. Конечно, не все драконы похожи на их древние типичные изображения - порой у кого-то возникало желание поглумиться над чудищем, пририсовав ему человеческое лицо - (такой дракон называется «ужасающим»), или скрестить дракона со львом (см. герб фамилии Траго), но мы охотно прощаем это художникам и граверам после безвкусной рогатой гримасы, жаждущей крови, изображенной Леонардо, опозорившим нашего дракона. Досадно, когда корифеи ошибаются...
Родовой герб фамилии Трара (Амальфи, происхождением из Рима). «Рассеченный золотом и черным, с двумя противообращенными драконами с обращенными головами, один цвета поля другого».
Родовой герб фамилии Ванноцци (Пистоя). «В серебряном поле золотая гора о шести вершинах, увенчанная двумя противообращенными красными драконами, рождающимися из центральной вершины, сопровождаемыми в главе старинной золотой короной». |
Родовой герб фамилии Ансальди (Мессина). «В красном поле золотой дракон». |
Герб города Китиньяно. «В золотом поле два противовосстающих зеленых дракона с красными языками». |
Родовой герб фамилии Арнальди (Падуя). «В пересеченном золотом и черном щите крылатый пересеченный дракон* переменных цветов» (* грифодракон). |
Родовой герб фамилии Боккадифуоко (Сицилия, происх. из Пьяченцы). «В синем поле золотой дракон, изрыгающий красное пламя». |
Родовой герб фамилии Ланди (Пистоя). «В золотом поле зеленый дракон с красным языком». |
Герб города Драгиньяна (Прованс). «В красном поле серебряный дракон». |
Родовой герб фамилии Бусдраги (Лукка). «В серебряном поле ужасающий зеленый дракон с красными крыльями». |
Родовой герб фамилии Боргезе (Рим). «В синем поле золотой дракон; глава Империи».
Личный герб Годфри Райта (Великобритания). «Четырехчастный: в первом и четвертом синем поле серебряный пояс, обремененный тремя отсеченными синими орлиными головами, расположенными в направлении фигуры, сопровождаемый тремя золотыми звездами, две в главе и одна в оконечности (Райт); во втором и третьем поле чередование столбов серебра и горностая, с красным драконом поверх всего, в серебряной главе красная решетка (Дрейк)».
Личный герб Кэнна де Уинтона (Глостер, Великобритания). «В рассеченном щите, золотом и серебряном, зеленый дракон поверх деления».
Родовой герб фамилии Ландини (Пистоя). «В золотом поле зеленый дракон с красным языком и срезом того же цвета». |
Родовой герб фамилии Каваретта (Сицилия, происх. из Франции; угасла). «В золотом поле три красных дракона, два противоборствующих в главе и один в оконечности». |
Родовой герб фамилии Контрони (Лукка). «В красном поле зеленый дракон, пересеченный серебряным поясом и увенчанный голубкой того же металла, держащей в клюве оливковую ветвь». |
Герб города Любляны (Словения). «В красном поле серебряная башня с черными окнами и воротами, стоящая на зеленой горе о трех вершинах и увенчанная зеленым драконом, расположенным поясом». |
Родовой герб фамилии Форани (происх. из Сарцаны). «В рассеченном красном и синем поверх деления золотой дракон, держащий серебряный меч, отделанный золотом, и сопровождаемый в главе шестиконечной золотой звездой». |
Родовой герб фамилии дель Драго (Рим). «В синем поле золотой дракон с короной того же металла». |
Герб города Слохтерена (Нидерланды). «Чередование волнистых зеленых и красных поясов и серебряный дракон с хвостом, завязанным узлом [из герба] Савойи». |
Герб города Клагенфурта (Каринтия, Австрия). «В серебряном поле башня того же металла с черными кладкой, окнами и воротами, пересеченная драконом цвета поля, расположенным поясом». |
Родовой герб фамилии Вичини (Пистоя). «В серебряном поле зеленый дракон (морской?), расположенный столбом, обращенный и извивающийся». |
Родовой герб фамилии Райхенбах (Силезия). «В зубчато пересеченном щите поверх линии деления рыцарь, пронзающий дракона». |
Святой Георгий Победоносец, убивающий дракона. |
Герб города Риддеркерка (Нидерланды). В зеленом поле вздыбленный конь с рыцарем, пронзающим дракона, все серебряное». |
Дракон (вышивка)