Новое
Реклама

***

Говорящие гербы

Говорящие гербы

Чертополох является эмблемой Шотландии точно так же, как арфа — Ирландии. Происхождение ордена Чертополоха легенда относит к УПНХ векам, еще к королю пиктов и скотов; по историческим сведениям, его учреждение (или восстановление) произошло в 1540 году, во времена правления Якова V. Позже он неоднократно упразднялся, восстанавливался и реформировался в зависимости от сложных политических и династических перестановок, которые в XVII веке привели в Великобритании к кровопролитным войнам. В других странах чертополох либо присутствует в «говорящих» гербах, либо символически обозначает «острый ум и вспыльчивость».

Отнюдь не все представители садово-огородных растений могут похвастать столь блистательными геральдическими успехами — многие из них удостоились лишь говорящих гербов известных фамилий. Так, например, редис (ит. «раванелло») был полностью проигнорирован геральдистами, склонными к символическим толкованиям; он появлялся лишь в «говорящих» гербах (см. герб семейства Равано, знатных генуэзских судовладельцев), в то время как репа (хотя мне, несмотря на все усилия,
так и не удалось постичь тайный смысл сего толкования) считается «эмблемой гуманной благотворительности». Репу («рапа», ит.) можно найти и в родовых гербах (например, Равани из Удине) или в гербах городских коммун, например, Раполано в Сиене, а свеклу — в гербе Вергеретто.

Говорящие гербы с приправами


Трио драгоценных кулинарных приправ, представленных чесноком («альо», ит.), луком-пореем («порро», ит.) и обычным луком («чиполла», ит.), используется только в «говорящих» гербах. Можно назвать соответственно родовые гербы Альо из Кремоны, Альоне из Флоренции, Альи из Феррары и т. д., древний род Порро из Милана, а также еще более древнюю, имеющую шведские корни, фамилию веронских Чиполла. О символике этих растений геральдисты тактично умалчивают.

Зато многословно описывается кабачок — «символ хрупкости человеческой жизни и мимолетности надежд, но если он золотой в синем поле, то указывает искренность и величие души тех, кто воздерживается от славы и почестей». Что до грибов, то можно лишь констатировать, что их изображения встречаются в гербах крайне редко.

Цветы на говорящих гербах


Другая судьба в геральдике (как в литературе и искусстве) была уготована цветам, в частности, розе (на самом деле, трудно предположить, что кто-либо мог надумать написать, к примеру, «Роман о редисе» [аллюзия на французский «Роман о розе».—Примеч.. пер).]), изображения которой по частоте уступают лишь геральдическим лилиям. Как и геральдические лилии, роза в геральдике в основном изображается стилизовано — с пятью лепестками, реже — в натуральном виде. Если история появления геральдической лилии и ее изменения тесно связаны с французской историей и — в меньшей степени — с историей Флоренции, то роза является универсальным символом, хотя при ее упоминании сразу же вспоминается Англия и династическая война Алой и Белой розы, длившаяся четверть века (1445-1485).

Символизм розы, будучи универсальным, имеет разные, зачастую противоречивые, трактовки в разных культурах. Потому мы здесь ограничимся лишь той характеристикой, которую дает Джинанни: роза «показывает изящество и красоту, а означает незапятнанную честь, мягкость нравов, великолепие и величие знати, признание заслуг; для капитанов является символом спокойной погоды,
столь необходимой для путешествия». Следовало бы добавить, что автор обходит молчанием шипы этого чуда природы — гордость и мимолетность цветения.

Фиалке традиционно приписываются качества «скромности, верности и целомудренной любви», и, вероятно, благодаря этим свойствам она столь редко появляется в гербах, за исключением «говорящих».

Также и про подсолнух «ничего, кроме хорошего»: «символ склонности к достижению благ понимания и созерцания.
На турнирах означает единственную и постоянную любовь», которая превращается в бурную страсть, если подсолнух заменить на жонкиль (вид нарцисса). А пионы? Пионы — это «светские удовольствия». Не лучше оценивается и мак, «символ медлительности, подозрительности и неожиданности, на турнире же простой мак означает неповоротливость, а если красный — спесивость». Гвоздика, если она не в «говорящих» гербах, представляет «такие понятия о добродетели, которые приносят удачу и почести в гуманитарных науках». Тюльпан означает «мечтательность в мыслях, хорошую интуицию и свободную волю».


геральдика это наука

Гербы » 100 » 0

нижний фон для геральдики

Всего ответов: 0 (оставить свой)
Ваш комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Читайте также
  • » Донжон в средневековом замке

    При анализе блазонов приведенных здесь гербов очевидно, что используемая терминология как всегда разнообразна, обильна и точна; на деле все или почти все части замка мы видим здесь представленными и упомянутыми; тем не менее, чтобы все оценить в должной мере, необходимо прояснить архитектурную структуру замков и их основных частей - от самых простых эпохи норманнов...

  • » Дворянские титулы в Европе

    Французский образец (то есть корону, состоящую из обруча, закрытого сверху диадемами) переняли монархи других стран Европы, внеся в него некоторые изменения за счет периферической орнаментации обруча и за счет элементов, украшающих корону по центру поверх диадем. Благодаря введению особого бархатного берета (tocco) с отворотом, прикрепленным к нижнему краю обруча,...

  • » Геральдические представления о море

    Море в геральдике особой роли не играет, гербы с морской тематикой встречаются относительно редко. Это легко объяснить: за исключением интереса, который возбуждали набеги викингов (хотя в тех, на кого совершался набег, это не вызывало добрых чувств), интерес к морю средневекового человека и средневековой геральдики сводится в основном к путешествиям по святым местам....

  • » Медведь, волк и кабан в геральдике

    Максимальное разорение, чинимое медведем, — это его любовь к дикому меду, навлекающая на него гнев пчел......

  • » Ордена 17 и 18 веков

    В орденском платье, надеваемом теперь только ко двору в высокоторжественные дни, расшитые золотом и серебром шелка и бархат заменили простую ткань; оно стало разновидностью придворной парадной формы. Наконец, происходит и отделение от одежды орденских знаков, из матерчатых нашивок превратившихся в драгоценные художественные украшения, изделия тонкого ювелирного...

  • » Возникновение и описание истории ордена Белого Орла

    Первоначально орден имел форму золотых медалей, на лицевой стороне которых было рельефное изображение польского белого орла с овальным щитом на груди, с белым латинским крестом в центре, а на оборотной стороне - монограмма короля под короной: "AR". Считается, что медали были заменены мальтийскими крестами, подобными знаку французского ордена Св. Духа, в 1709 г....

  • » История семьи Перси - Герцогский герб Хьюго Перси

    Почти тысячелетняя история семьи Перси — история различных династических союзов - нашла свое отражение в фамильном гербе баронов. Герб разделен на семь полей (то есть семь гербов внутри одного)....

  • Войти через:

    Нажимая кнопку авторизации, я подтверждаю, что ознакомлен и согласен с «Политикой конфиденциальности» этого сайта.

    ^ Наверх