Личный герб Уильяма Ламберта Уайта (Сомерсет, Великобритания). «Рассеченный: справа четверочастный, первое и четвертое рассечены золотом и синим, с колючим серебряным поясом поверх, обремененным красной лилией, сопровождаемой по сторонам двумя ромбами того же цвета, сопровождаемым тремя бегущими борзыми переменных цветов, две в главе и одна в оконечности (Уайт); во втором серебряном поле отсеченная половина черного льва с золотой лилией (Мервин); в третьем серебряном поле колючая черная перевязь справа, обремененная тремя золотыми колечками и сопровождаемая двумя черными львами (Ламберт); слева в синем поле шахматное стропило, серебряное и синее, сопровождаемое тремя золотыми снопами, два в главе, один в оконечности, и зеленый правый кантон главы с рогом изобилия естественного цвета (Месситер)».
Чертополох является эмблемой Шотландии точно так же, как арфа — Ирландии. Происхождение ордена Чертополоха легенда относит к УПНХ векам, еще к королю пиктов и скотов; по историческим сведениям, его учреждение (или восстановление) произошло в 1540 году, во времена правления Якова V. Позже он неоднократно упразднялся, восстанавливался и реформировался в зависимости от сложных политических и династических перестановок, которые в XVII веке привели в Великобритании к кровопролитным войнам. В других странах чертополох либо присутствует в «говорящих» гербах, либо символически обозначает «острый ум и вспыльчивость».
Отнюдь не все представители садово-огородных растений могут похвастать столь блистательными геральдическими успехами — многие из них удостоились лишь говорящих гербов известных фамилий. Так, например, редис (ит. «раванелло») был полностью проигнорирован геральдистами, склонными к символическим толкованиям; он появлялся лишь в «говорящих» гербах (см. герб семейства Равано, знатных генуэзских судовладельцев), в то время как репа (хотя мне, несмотря на все усилия,
так и не удалось постичь тайный смысл сего толкования) считается «эмблемой гуманной благотворительности». Репу («рапа», ит.) можно найти и в родовых гербах (например, Равани из Удине) или в гербах городских коммун, например, Раполано в Сиене, а свеклу — в гербе Вергеретто.
Говорящие гербы с приправами
Трио драгоценных кулинарных приправ, представленных чесноком («альо», ит.), луком-пореем («порро», ит.) и обычным луком («чиполла», ит.), используется только в «говорящих» гербах. Можно назвать соответственно родовые гербы Альо из Кремоны, Альоне из Флоренции, Альи из Феррары и т. д., древний род Порро из Милана, а также еще более древнюю, имеющую шведские корни, фамилию веронских Чиполла. О символике этих растений геральдисты тактично умалчивают.
Зато многословно описывается кабачок — «символ хрупкости человеческой жизни и мимолетности надежд, но если он золотой в синем поле, то указывает искренность и величие души тех, кто воздерживается от славы и почестей». Что до грибов, то можно лишь констатировать, что их изображения встречаются в гербах крайне редко.
Цветы на говорящих гербах
Другая судьба в геральдике (как в литературе и искусстве) была уготована цветам, в частности, розе (на самом деле, трудно предположить, что кто-либо мог надумать написать, к примеру, «Роман о редисе» [аллюзия на французский «Роман о розе».—Примеч.. пер).]), изображения которой по частоте уступают лишь геральдическим лилиям. Как и геральдические лилии, роза в геральдике в основном изображается стилизовано — с пятью лепестками, реже — в натуральном виде. Если история появления геральдической лилии и ее изменения тесно связаны с французской историей и — в меньшей степени — с историей Флоренции, то роза является универсальным символом, хотя при ее упоминании сразу же вспоминается Англия и династическая война Алой и Белой розы, длившаяся четверть века (1445-1485).
Символизм розы, будучи универсальным, имеет разные, зачастую противоречивые, трактовки в разных культурах. Потому мы здесь ограничимся лишь той характеристикой, которую дает Джинанни: роза «показывает изящество и красоту, а означает незапятнанную честь, мягкость нравов, великолепие и величие знати, признание заслуг; для капитанов является символом спокойной погоды,
столь необходимой для путешествия». Следовало бы добавить, что автор обходит молчанием шипы этого чуда природы — гордость и мимолетность цветения.
Фиалке традиционно приписываются качества «скромности, верности и целомудренной любви», и, вероятно, благодаря этим свойствам она столь редко появляется в гербах, за исключением «говорящих».
Также и про подсолнух «ничего, кроме хорошего»: «символ склонности к достижению благ понимания и созерцания.
На турнирах означает единственную и постоянную любовь», которая превращается в бурную страсть, если подсолнух заменить на жонкиль (вид нарцисса). А пионы? Пионы — это «светские удовольствия». Не лучше оценивается и мак, «символ медлительности, подозрительности и неожиданности, на турнире же простой мак означает неповоротливость, а если красный — спесивость». Гвоздика, если она не в «говорящих» гербах, представляет «такие понятия о добродетели, которые приносят удачу и почести в гуманитарных науках». Тюльпан означает «мечтательность в мыслях, хорошую интуицию и свободную волю».