Новое
Реклама

***

Посох пастуха в геральдике

Посох пастуха в геральдике

Посох пастуха в геральдике

...Всего этого достаточно для солидного обоснования ответа на поставленный нами вопрос о причинах завещательных отказов, но Келлер не отметил, что в отличие от этрусских жрецов античности христианские священники не только грозили грешникам карой, явленной в порождениях дьявола, весьма схожего с ужасным этрусским Тухулькрой, но и открывали картину благодатных небес и ангельских созданий: желанная цель для верующих, достижимая скорее и надежнее с дарением на помин души. Do ut des.


После такой пояснительной записки нет необходимости рассуждать, почему митры и пастырские посохи столь редко появляются в гербах по сравнению с коронами, которые, напротив, в них избыточествуют: истинная власть не нуждается в том, чтобы выставлять себя, равно как самые древние знатные фамилии с полным основанием и молчаливой гордостью удовлетворялись самыми простыми гербами: одно деление, два-три цвета, одна фигура или никакой.


Но если верно, что количество определялось рамками дальновидной скромности, того же нельзя сказать о характере символов: чаши, кадила, посохи с навершиями из слоновой кости, митры и тиары - настоящие образчики ювелирного дела, где золото выступает самым презренным материалом, короче, все «ради вящей славы Господней» («ad maiorem Dei gloriam»).


Помимо своей символической и чисто финансовой ценности, священнические одежды заключают в себе очарование весьма отдаленной временной дистанции, нашедшей продолжение и развитие в религиозных верованиях разнообразного толка, но скрепленных одной нитью эзотеризма - невидимой, но достаточной, чтобы прикрывать часто мишурную видимость. На рис. 349 приведена репродукция из сочинения Джинанни. Автор, хороший геральдист, запечатлел большую часть атрибутов прелатов, встречающихся в гербах: тиара, митра, кардинальская шляпа, книги (миссал и Евангелие), папский крест, епископские посохи, причем один - с навершием в виде креста, другой - с круглой ручкой посоха пастуха или пилигрима.

Эта разница отражает эволюцию от древнего изогнутого «bacolo pastorale», пастушьего посоха, имевшего еще дохристианское происхождение, называвшегося «pedum» и схожего с современным (ствол прямой, ручка изогнутая, конец заостренный). Прямой, суковатый, с утолщением-яблоком наверху «прут» (ferula cambuta) использовался папами с конца VI века, а крестовина (croccia) в форме буквы Т осталась в литургическом обиходе восточнохристианских церквей (в армянской закругление было в форме змеи, символизируя епископское благоразумие).


Пастырский жезл с крестом наверху тем не менее оставался, судя по всему, самым распространенным в Средние века, раз уж англичанин и француз называли его, соответственно, «crozier» и «crosse», и оба термина имеют итальянскую подоснову. После 1000 года стала преобладать, наконец, оригинальная форма «pedum» (пастушеского посоха), все три части которого наделялись собственной символикой: прямая часть означала твердое управление стадом; закругленное навершие - способность возвращать заблудших овец; острый конец - отгонять волков, угрожающих стаду.


Пастушеский посох является знаком сана епископа и архиепископа; в немецком языке употребимы как слово «Bischofstab» (жезл епископа), так и «Krummstab» (клюка, закругленная палка).


Столь важный атрибут не мог оставаться грубым прутом первых веков, и во времена позднего Средневековья и Возрождения во все большем количестве появлялись великолепные по уровню исполнения образцы подлинно высокого ювелирного искусства: к его примерам относятся и жезлы, приведенные на рисунке ниже (в центре и слева - епископский посох Сан-Гальгано).

Посох пастуха можно найти и вне щита как знак сана в церковной иерархии, а внутри щита он означает «premio di virtu» («награду добродетелью»), если это родовой герб; в гербах городов - былой суверенитет над городом епископов или аббатов.


Особый случай представляет собой Базель, который вплоть до 1833 года имел герб «серебряный с черным епископским посохом», но затем был разделен на два полукантона (город и окрестности, непоправимо отвернувшиеся друг от друга), с добавлением второго, красного, обращенного посоха.


геральдика это наука

Геральдика и история » 63 » 0

нижний фон для геральдики

Всего ответов: 0 (оставить свой)
Ваш комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Читайте также
  • » Развалины замка Гарнаш в Вандее

    Древние называли ее Немезидой, почитая как богиню справедливого Возмездия, ибо Справедливость сама по себе несет в себе божественное. Но История - это сцена, на которой действуют лишь человеческие персонажи, и Справедливость они почти не видят в ее божественном обличье, и часто ее роль сводится к функциям жестокого палача. Ныне, когда принято судить тирана и...

  • » Епископский знак митра

    Другой епископский знак - митра, головной убор с раздвоенным концом, история которого тоже начинается с античности, когда это была простая повязка с двумя свисающими концами (будущие «infule»). В этой форме она использовалась еще греками, которые как раз и называли ее митрой, и этот термин дошел до нас - но только термин, а не форма головного убора...

  • » Геральдические представления о море

    Море в геральдике особой роли не играет, гербы с морской тематикой встречаются относительно редко. Это легко объяснить: за исключением интереса, который возбуждали набеги викингов (хотя в тех, на кого совершался набег, это не вызывало добрых чувств), интерес к морю средневекового человека и средневековой геральдики сводится в основном к путешествиям по святым местам....

  • » Дуб в геральдике

    Общее значение дерева как символа — согласие и мир на родине или в кругу семьи (а также жизнеспособность). «Наиболее массивные деревья означают древние фамилии, особенно те, что выдаются над всеми, а самые древние те, что изображены с корнями» (как утверждает Джинанни)....

  • » Змея в геральдике

    Несмотря на ужасную славу, которую змей обрел из-за древнего проклятия в райском саду и которая сохранилась по сей день......

  • » Геральдика Японии 14-15 веков

    Славная победа над монголами, хотя и вошла в историю самураев, значительно истощила ресурсы клана Ходзё. В 1331 г. император Го-Дайго поднял восстание против Ходзе с целью восстановления императорской власти, какой она была до Войны Гэмпэй. Однако он потерпел неудачу, продолжившуюся серией войн между двумя соперничающими "северным" и "южным" императорскими дворами в...

  • Войти через:

    Нажимая кнопку авторизации, я подтверждаю, что ознакомлен и согласен с «Политикой конфиденциальности» этого сайта.

    ^ Наверх