Новое
Реклама
.
.

Ордена 17 и 18 веков

Ордена 17 и 18 веков
Ордена 17 и 18 веков



На выработку типа обособленного орденского знака (инсигнии) оказал определенное влияние распространившийся при многих дворах XV-XVII вв. обычай награждать особыми драгоценными украшениями — шейными цепями с чеканными или финифтовыми портретами государей. Этот обычай сообщил и орденским знакам сперва малозаметное, а в дальнейшем основное значение — быть знаком пожалования. Начав с большого разнообразия своих знаков, ордена к XVIII веку все больше предпочитали форму креста; и лишь немногие, преимущественно высшие, сохранили оригинальную исконную форму знаков. Потребность различать степени награждения вызвала развитие вариантов знака — командорских, рыцарских и т.д. — в размере, материале, изредка — даже в расцветке. Знаки высших орденов и старших степеней обрастали дополнительными деталями: определенную смысловую нагрузку получили короны, разные броши, мечи военных и т.п. О высшей степени благоволения к нагрвдаемому свидетельствовали драгоценные камни, дополнительно украшавшие знак.
Отдавая излюбленной формой знака дань религии, творцы новых орденов в XVII и XVIII веках начинают заметно отходить от благочестивых названий, учреждая ордены в честь отцов и дедов или называя ордены своими собственными именами, что отражается и в оформлении знаков. Но вместе с тем появляется все больше орденов, через привычную эмблематику выражающих определенную государственную идею. Высшие ордена многих 14 государств вошли в качестве существенной детали в их гербы.
Среди золотого и серебряного шитья, покрывавшего орденские одежды, зародилась повторная разновидность орденского знака — орденская звезда. Шитые звезды тоже постепенно превращались в отделяемые украшения; на смену шитью пришла ювелирная техника. Как и знаки, орденские звезды получили известное развитие формы в связи со степенями орденов, оставаясь, как правило, принадлежностью только высших степеней. Примечательно, что даже полностью метиические звезды долго еще пришивались к платью, прежде чем появились булавки и штифты, соединяющие их с одеждой. И еще в XVIII вв. звезды некоторых орденов достигали огромных размеров. Когда их стали вьщелывать из метиа, острые лучи могли представлять угрозу для окружающих и самого владельца звезды; поэтому лучи крепились к центральному медальону на шарнирах, а специальные пружины удерживали их в нужном положении и не давали оттопыриваться.
Ставший подвеской знак должен бьш получить регламентированные приспособления для его ношения. Многие ордены создавали свои знаки с более или менее богато украшенными цепями; но впоследствии орденская цепь, подобно звезде, получила роль признака высшей степени награждения, или же одного только высшего ордена, степеней вообще не имеющего. В некоторых случаях количество звеньев цепи соответствует уставному числу членов ордена.
Рядом с цепью появляется рожденная геральдической символикой цветов орденская лента, получившая основательное и детальное развитие. Высшие ордена, как правило, принимали
одноцветные ленты, оставляя второстепенным более или менее пестрые. Ширина и длина орденской ленты приводилась в соответствие со степенями. Знак высшей степени опустился с груди вниз и, в связи с некоторыми религиозными представлениями, подвешивался на очень широкой чрезплечной ленте, на особо почетном месте - у бедра; в данном случае знак ордена - это как бы "меч духовный", подобно "палицам", "набедренникам" и т.п. деталям облачения священнослужителей. Знак следующей степени помещается на более узкой ленте, повязанной вокруг шеи; скромная ленточка знака низшей степени закрепляется в петлице платья. В некоторых статутах особенно дальновидные гроссмейстеры-учредители вводили требование заменить после их смерти ленту траурной; но жизнерадостность наследников обычно полагала конец столь глубокой скорби подданных. Отдельные поздние ордена XIX в. полностью утратили геральдическое понимание цвета, и по цвету лент различали лишь категории награжденных: испанский орден Марии Виктории медики получали на желтой ленте, инженеры - на черной, филологи - на голубой, провизоры - на лиловой ленте и т.д.


геральдика это наука

--- » 96 » 0

нижний фон для геральдики

Всего ответов: 0 (оставить свой)
Ваш комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Читайте также
  • » Награды Бельгии

    Одной из самых интересных, богатых (более 100 орденов и различных тематических медалей) и содержательных наградных систем мира является бельгийская. Среди первых наград Бельгии, появившихся на свет значатся: Орден Леопольда, Орден Африканской Звезды, Королевский Орден Льва, Орден Короны, Орден Леопольда 11 и Орден Звезды Чести....

  • » Лилиевидный и другие кресты

    В различных трудах (правда, не посвященных специально вопросам геральдики) много говорится о том, какими украшениями снабжались изображения креста в "геральдическую эпоху"....

  • » Знаки геральдики - ордена

    Рассмотренная выше в самых общих чертах эволюция древних орденов и их знаков протекала очень неравномерно в разных государствах Европы; неповторимые особенности их истории ускоряли или замедляли эти процессы в целом и отдельные из отмеченных выше сторон общего развития....

  • » Оригинальные ордена

    Некоторые особенно оригинальные ордена не удовлетворялись общепризнанными правилами ношения. Знак высшего английского ордена Подвязки в виде расшитой золотом повязки с пряжкой обосновался над коленом левой ноги (одновременно с носимым на груди метиическим знаком....

  • » История и Геральдика - Pазвитие орденов

    Высшие придворные ордены XV—XVI вв. имеют очень мало общего с породившими их воинственными рыцарскими орденами. Если реальную основу последних составляла массовость высокодисцинированной военно-политеской организации, то теперь основным определяющим началом является предельное количественное ограничение изолированной узкопридворной организации ближайшего окружения...

  • » Возникновение и описание истории ордена Белого Орла

    Первоначально орден имел форму золотых медалей, на лицевой стороне которых было рельефное изображение польского белого орла с овальным щитом на груди, с белым латинским крестом в центре, а на оборотной стороне - монограмма короля под короной: "AR". Считается, что медали были заменены мальтийскими крестами, подобными знаку французского ордена Св. Духа, в 1709 г....

  • » Геральдический код

    Геральдический код - это система, базирующаяся на двух основных компонентах - цвете и форме. Как первая, так и вторая составляющие включают в себя бесчисленное количество вариантов; это многообразие несложно вообразить, имея элементарные представления об оптической физике и геометрии. Число вариантов сочетаний двух компонентов системы - форм и цветов - не поддается...

  • Войти через:

    Нажимая кнопку авторизации, я подтверждаю, что ознакомлен и согласен с «Политикой конфиденциальности» этого сайта.

    ^ Наверх