Новое
Реклама
.
.

Мир геральдики

Мир геральдики
Мир геральдики



Блазон и геральдический код



Полный гербовник — от истоков геральдики до XIX века — больше, чем каталогом, смог бы стать картинной галереей, единственной в своем роде, с неисчерпаемыми и удивительными находками, представляющей собой всегда правдивое, пусть и нелицеприятное, зеркало истории и людей, которые ее делали: немногие из низшего сословия выбивались в знать, многие из знати оставались мелкими душонками.
Согласно обычной — вполне корректной классификации образов, иллюстрирующих гербы, их подразделяют на геральдические фигуры ("те, которые настолько связаны с геральдикой, что их нельзя объяснить без помощи герба", то есть деления, поля, фигуры и т. д., что описано в разделе "Геометрический код") и на фигуры естественные, искусственные и химерические. Три последние группы вместе образуют символический код, характеризовать который допустимо в разных категориях — от перечня иконографических мотивов до трактата по символике форм. Автор же книги, которую вы держите в руках, имеет стойкую и сугубо личную ассоциацию: ему грезится некое впечатляющее зрелище, вроде картины Иеронима Босха, где актеры Ego ("Я") оспаривают у фантасмагорий и чудищ Id ("Оно") роль главных действующих лиц, направляемых невидимой рукой того, кто хорошо знает, как завоевать, сохранить и использовать власть: драконы и сирены, змеи и грифоны, плуги и грабли, пчелы и сверчки, башни и замки, святые и оруженосцы, колеса мельничные и пыточные... Все Средневековье, со всеми его кошмарами, мерзостями и смутными воспоминаниями о былой славе, предстает перед нами, словно вспышки памяти о мире, который лишь кажется ушедшим в забвение: на самом же деле он прекрасно сохранился, спрятавшись под другие покровы — менее мрачные, менее устрашающие и весьма высокопарные, ибо он остался на службе особ знатных и власть предержащих.
Символы абстрактные и предметные, символы, которые зачастую таковыми и не могут считаться, являясь лишь переводами в зримую форму фамильных именований, когда очевидных, а когда и загадочных, вплоть до формы ребуса или анаграммы: но кто может до конца объяснить символическое "высказывание"? На сей вопрос можно ответить по принципу отрицания: это не эмблема, ибо два этих противоположных понятия могут друг друга взаимно определить и удостоверить: "эмблема отличается от символа тем, что ее понимают лишь отдельные посвященные, тогда как символ представляет собой условный образ, несущий в себе нечто значимое для большинства. Лев, представляющий силу, голубь — невинность, лисица — хитрость, роза — юность и любовь, — все это символы. Двенадцать камней ефода, несомые первосвященником евреев, египетские иероглифы, насечки гностиков и отшельников, учеников Святого Пахомия, суть эмблемы.
В геральдике настоящими эмблемами могли бы считаться гербовые фигуры и некоторые другие, известные только знатокам в этой сфере" (Кроллаланца).


Если все это свести к галерее образов, то у избранных умов, привыкших, вслед за Платоном, созерцать идеи — пусть даже это будет идея льва, с ее благородным значением и без разговоров о телосложении, — такой поворот вызовет законное раздражение, но глаз прочих смертных, наслаждающихся геральдикой как таковой, претендует на свою скромную долю (а часто ведь приходится распознавать и смутные отпечатки, без четкой схемы щита, угадывая в бесформенных контурах мыши то барсука, то куницу-белодушку, а в лучшем случае и саму мышь).
Тем, кто грезам предпочитает понимание, вряд ли не понравится обстоятельный обзор того, какие геральдические вариации и деформации претерпевали с течением времени различные животные, предметы, постройки; что же касается животных, относящихся к химерическим фигурам, то автора придется извинить за меньшее к ним внимание в этой книге, поскольку при всей тщательности их изучения последнее еще далеко от завершения.



геральдика это наука

--- » 112 » 0

нижний фон для геральдики

Всего ответов: 0 (оставить свой)
Ваш комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Читайте также
  • » О чём сайт

    В XXI веке геральдика остается самой притягательной из исторических тем, известных широкой публике. Представления о загадочности геральдики основаны на всеобщем убеждении, что за каждым гербом скрывается какая-то тайна. Действительно, легенды целого ряда европейских гербов - увлекательные повествования, даже если учесть, что значительная часть этих историй позднего...

  • » Геральдические представления о море

    Море в геральдике особой роли не играет, гербы с морской тематикой встречаются относительно редко. Это легко объяснить: за исключением интереса, который возбуждали набеги викингов (хотя в тех, на кого совершался набег, это не вызывало добрых чувств), интерес к морю средневекового человека и средневековой геральдики сводится в основном к путешествиям по святым местам....

  • » Геральдика - история гербов и печатей

    Герцоги и графы обзавелись гербами раньше, чем короли. Похоже, что Франция избрала в качестве своей эмблемы прославленный картуш из "лазури (синий), усеянной золотыми лилиями" достаточно поздно. Самое раннее дошедшее до нас свидетельство - печать, однако не самого короля Филиппа-Августа, а его сына принца Людовика. Хартия, скрепленная этой печатью, датируется 1211г....

  • » Гербовые фигуры - крест

    Крест - главный элемент щита, король всех геральдических символов. Он может по праву гордиться своим титулом. Крест имеет столько разновидностей, что не хватит и двух книг, подобных той, что вы держите в руках, чтобы изложить все сведения о нем. Крестов и символических изображений крестообразной формы, встречающихся в дохристианскую эпоху, существует множество. Так,...

  • » Геральдика - геометрический код

    Топография щита не предполагает строгого деления на четко выделенные секторы, имеющие определенную форму и разме ры. К этому вопросу не стоит относиться столь щепетильно, потому что эти секторы могут объединяться в фигуры, пара метры которых, по идее, должны были бы быть постоянными и неизменными во всех странах, так же, как и сами эти элементы и фигуры и различные...

  • » Геральдический код

    Геральдический код - это система, базирующаяся на двух основных компонентах - цвете и форме. Как первая, так и вторая составляющие включают в себя бесчисленное количество вариантов; это многообразие несложно вообразить, имея элементарные представления об оптической физике и геометрии. Число вариантов сочетаний двух компонентов системы - форм и цветов - не поддается...

  • » Геральдика как наука

    Геральдика как наука об общественном устройстве отражает иррациональность иерархической системы......

  • Войти через:

    Нажимая кнопку авторизации, я подтверждаю, что ознакомлен и согласен с «Политикой конфиденциальности» этого сайта.

    ^ Наверх