Новое
Реклама


Мир геральдики

Мир геральдики
Мир геральдики



Блазон и геральдический код



Полный гербовник — от истоков геральдики до XIX века — больше, чем каталогом, смог бы стать картинной галереей, единственной в своем роде, с неисчерпаемыми и удивительными находками, представляющей собой всегда правдивое, пусть и нелицеприятное, зеркало истории и людей, которые ее делали: немногие из низшего сословия выбивались в знать, многие из знати оставались мелкими душонками.
Согласно обычной — вполне корректной классификации образов, иллюстрирующих гербы, их подразделяют на геральдические фигуры ("те, которые настолько связаны с геральдикой, что их нельзя объяснить без помощи герба", то есть деления, поля, фигуры и т. д., что описано в разделе "Геометрический код") и на фигуры естественные, искусственные и химерические. Три последние группы вместе образуют символический код, характеризовать который допустимо в разных категориях — от перечня иконографических мотивов до трактата по символике форм. Автор же книги, которую вы держите в руках, имеет стойкую и сугубо личную ассоциацию: ему грезится некое впечатляющее зрелище, вроде картины Иеронима Босха, где актеры Ego ("Я") оспаривают у фантасмагорий и чудищ Id ("Оно") роль главных действующих лиц, направляемых невидимой рукой того, кто хорошо знает, как завоевать, сохранить и использовать власть: драконы и сирены, змеи и грифоны, плуги и грабли, пчелы и сверчки, башни и замки, святые и оруженосцы, колеса мельничные и пыточные... Все Средневековье, со всеми его кошмарами, мерзостями и смутными воспоминаниями о былой славе, предстает перед нами, словно вспышки памяти о мире, который лишь кажется ушедшим в забвение: на самом же деле он прекрасно сохранился, спрятавшись под другие покровы — менее мрачные, менее устрашающие и весьма высокопарные, ибо он остался на службе особ знатных и власть предержащих.
Символы абстрактные и предметные, символы, которые зачастую таковыми и не могут считаться, являясь лишь переводами в зримую форму фамильных именований, когда очевидных, а когда и загадочных, вплоть до формы ребуса или анаграммы: но кто может до конца объяснить символическое "высказывание"? На сей вопрос можно ответить по принципу отрицания: это не эмблема, ибо два этих противоположных понятия могут друг друга взаимно определить и удостоверить: "эмблема отличается от символа тем, что ее понимают лишь отдельные посвященные, тогда как символ представляет собой условный образ, несущий в себе нечто значимое для большинства. Лев, представляющий силу, голубь — невинность, лисица — хитрость, роза — юность и любовь, — все это символы. Двенадцать камней ефода, несомые первосвященником евреев, египетские иероглифы, насечки гностиков и отшельников, учеников Святого Пахомия, суть эмблемы.
В геральдике настоящими эмблемами могли бы считаться гербовые фигуры и некоторые другие, известные только знатокам в этой сфере" (Кроллаланца).


Если все это свести к галерее образов, то у избранных умов, привыкших, вслед за Платоном, созерцать идеи — пусть даже это будет идея льва, с ее благородным значением и без разговоров о телосложении, — такой поворот вызовет законное раздражение, но глаз прочих смертных, наслаждающихся геральдикой как таковой, претендует на свою скромную долю (а часто ведь приходится распознавать и смутные отпечатки, без четкой схемы щита, угадывая в бесформенных контурах мыши то барсука, то куницу-белодушку, а в лучшем случае и саму мышь).
Тем, кто грезам предпочитает понимание, вряд ли не понравится обстоятельный обзор того, какие геральдические вариации и деформации претерпевали с течением времени различные животные, предметы, постройки; что же касается животных, относящихся к химерическим фигурам, то автора придется извинить за меньшее к ним внимание в этой книге, поскольку при всей тщательности их изучения последнее еще далеко от завершения.



геральдика это наука

--- » 214 » 0

нижний фон для геральдики

Всего ответов: 0 (оставить свой)
Ваш комментарий

Читайте также
  • » Геральдический код

    Геральдический код - это система, базирующаяся на двух основных компонентах - цвете и форме. Как первая, так и вторая составляющие включают в себя бесчисленное количество вариантов; это многообразие несложно вообразить, имея элементарные представления об оптической физике и геометрии. Число вариантов сочетаний двух компонентов системы - форм и цветов - не поддается...

  • » О чём сайт

    В XXI веке геральдика остается самой притягательной из исторических тем, известных широкой публике. Представления о загадочности геральдики основаны на всеобщем убеждении, что за каждым гербом скрывается какая-то тайна. Действительно, легенды целого ряда европейских гербов - увлекательные повествования, даже если учесть, что значительная часть этих историй позднего...

  • » Геральдика лилия

    Благодаря важному символическому значению стилизованные роза и лилия, которые особо определяют как «геральдические», играют большую роль в геральдике, как об этом будет рассказано в одной из следующих глав. Здесь мы ограничимся лишь сообщением о том, что некоторые авторы высказывают подозрение, что французскую «лилию» (fluer de lis, фр.) не связывает с цветком лилии...

  • » Геральдические представления о море

    Море в геральдике особой роли не играет, гербы с морской тематикой встречаются относительно редко. Это легко объяснить: за исключением интереса, который возбуждали набеги викингов (хотя в тех, на кого совершался набег, это не вызывало добрых чувств), интерес к морю средневекового человека и средневековой геральдики сводится в основном к путешествиям по святым местам....

  • » Деления

    Деления Поле герба может быть разделено на две и более части по нескольким основным принципам — прежде всего с помощью линий, проведенных по вертикали, горизонтали или диагонали (справа налево или слева направо). Принцип деления поля герба одной линией (получаются две части) называется "делением", если же линий больше одной, то этот принцип называется "сечением"....

  • » Геральдика - геометрический код

    Топография щита не предполагает строгого деления на четко выделенные секторы, имеющие определенную форму и разме ры. К этому вопросу не стоит относиться столь щепетильно, потому что эти секторы могут объединяться в фигуры, пара метры которых, по идее, должны были бы быть постоянными и неизменными во всех странах, так же, как и сами эти элементы и фигуры и различные...

  • » Гербы для всего и для всех

    Государственный герб королевства Пруссия (1870) Щит: корона Пруссии Щитодержатели: два дикаря естественного цвета с палицами...

  • Нажимая кнопку авторизации, я подтверждаю, что ознакомлен и согласен с «Политикой конфиденциальности» этого сайта.

    Вверх