Геральдика японского императорского дома

03-мар, 03;35 Heraldry 0
Геральдика японского императорского дома

На переднем плане этой секции свитка Госаннэн Кассэн Эмаки изображены расписанные голубями Хатимана, небесного покровителя Минамото, маку (полевые ширмы) Минамото Ёсииэ времен Второй трехлетней войны 1080-х гг. Использование этого знака в качестве геральдического приходится на более поздние времена.


Сами японские императоры традиционно ассоциировались с кики-но го мон'ОМ, хорошо известным геральдическим знаком в виде 16-лепестковой хризантемы. Происхождение его не ясно — полагают, что в основе его лежит стилизованное изображение солнечных лучей, а отнюдь не лепестков хризантемы. Каково бы ни было его происхождение, кики-но го мон на протяжении столетий оставался единственным геральдическим знаком японского императорского дома. В 1871 г., после Реставрации Мэйдзи, приведшей к образованию современной Японии, был выпущен указ, запрещающий использование любого мон’а, похожего на императорский символ. В то же время были установлены правила изображения императорской хризантемы, в которых изображение
16-лепесткового цветка с небольшим кружком в центре, указывающим на вид цветка сверху, определялось символом исключительно правящего императора. Принцам предписывалось пользоваться знаком в виде 14-лепесткового цветка с чашечкой в центре, указывающей на вид цветка снизу. Император Го-Дайго, чья неудачная попытка реставрации императорской власти в 14 в. привела к Войне Нам-бокутё, в годы своего изгнания пользовался знаком в виде
17-лепестко вой хризантемы.

Самые ранние в японской истории изображения мон’ов ассоциируются с императорами и их дворами. Простые геральдические знаки можно обнаружить на живописных свитках с изображениями императорских процессий, относящихся к периоду Нара (710— 784 гг.) — на боках воловьих повозок, использовавшихся императорскими чиновниками. Начиная с 10 в. нашей эры, могущественные землевладельческие кланы Японии начали борьбу за власть, которая в итоге привела к фактическому упразднению власти императора и низведению его до уровня марионетки. Воины, состоявшие на службе у этих землевладельцев, назывались самураями.
Военные операции, проводившиеся во времена Смуты Хогэн 1156 г., Смуты Хэйдзи 1160 г. и Войны Гэмпэй 1180-1185 гг., характеризуются использованием флагов для идентификации и организации войск. Флаги того времени назывались хата дзируси и представляли собой узкие "вымпелы", свисавшие с горизонтальных поперечин, прикрепленных к верхней части длинного древка. Хата дзируси во время сражения несли пешие воины или всадники, сопровождавшие элитные отряды конных лучников-самураев.
Один из геральдических аспектов того времени, который еще всерьез не обсуждался, связан с использованием красных флагов кланом Тайра и белых флагов кланом Минамото. В литературе того времени и в гункимоно, или "воинских повестях", рассказывающих о битвах той эпохи, встречается множество упоминаний о флагах этих цветов. В битве при Данноура в 1185 г., читаем, море стало красным от крови убитых воинов Тайра и от плавающих в нем их поверженных знамен.

Что же касается геральдических знаков этих двух кланов, то существует традиция, приписывающая Тайра мон в виде стилизованной черной бабочки, а Минамото — в виде растительного мотива, базирующегося на образе риндо (горечавки) — см. цветные иллюстрации А4 и АЗ. К сожалению, у нас нет достаточно веских оснований для утверждения, что эти два мон’а действительно использовались в 12 в., однако на всех живописных ширмах и гравюрах последующих времен, посвященных изображению Войны Гэмпэй, они неизбежно встречаются на красных и белых флагах. В часовне, установленной на месте битвы при Ясима (1184), выставлен флаг, который, как утверждается, принадлежал Минамото. Это простое белое полотнище без каких-либо следов геральдического знака.


Рисунок на знамени Кумагаи Наодза-нэ напоминает о счастли"вом спасении Минамото Ёритомо в 1180 г., описанном в тексте. Символика знака очевидна. Два голубя в середине и два наверху образуют букву "ха", первую букву в имени . Голуби, сорвавшись с дерева, под которым прятался Ёритомо, отвлекли от него преследователей. Мотив в виде снежинки внизу указывает на то, что все это происходило зимой.


Итак, изображался ли мон на флагах Тайра и Минамото? Историк 18 в. Араи Хакусэки (1656—1725) в своей работе, озаглавленной Хонтё Гункико, приводит выдержку из Хэйкэ моногатари, в которой сообщается о красных флагах Тайра и белых флагах Минамото, а также о мон’ах, которые изображались на ибаку (полевых ширмах) обоих кланов. Ибаку, также называвшиеся маку, играли особую роль на самурайском поле боя. Эти огромные матерчатые полотнища подвешивались по периметру на шнурах к деревянным столбам, образуя особую загородку, за которой скрывались руководивший ходом сражения полководец и его ближайшее окружение. Эти ширмы являлись таким неотъемлемым элементом самурайской жизни, что Минамото Ёритомо, основавший в 1192 г. сёгунат, даже назвал этот новый институт государственной власти бакуфу, "правительством за ширмами".
В 16 в. на маку вышивались или наносились краской обычно большие изображения мон’а командующего. Однако абсолютно неясно, изображались ли какие-нибудь геральдические знаки на маку Тайра и Минамото во времена Войны Гэмпэй в 12 в. На иллюстрациях, посвященных Войне Госаннэн ("Второй трехлетней войне"), ведомой Минамото Ёсииэ с 1086 по 1089 гг., изображаются маку Ёсииэ, украшенные знаком в виде птиц, которые когда-то предупредили Ёсииэ о вражеской засаде, поднявшись всей стаей с поля. Однако не исключено, что это изображение является лишь художественной вольностью живописца, пытавшегося таким образом проиллюстрировать известную легенду.
Тем не менее, есть отдельные свидетельства того, что определенные геральдические знаки, либо в виде мон’ов Тайра и Минамото, либо в другом виде, во многих случаях все же присутствовали на их флагах. Так, на одной из стадий Войны Гэмпэй в разных частях Японии действовали две ветви клана Минамото, которые, в конце концов, и столкнулись друг с другом. В 1184 г. Минамото Ёсицунэ был послан на усмирение своего кузена Минамото Ёсинака, буйствовавшего в Киото, который за год до того нанес поражение Тайра и оккупировал столицу, подвергнув ее безжалостному разграблению. В Хэйкэ моногатари описывается паника, охватившая Киото при приближении войска под белыми знаменами. Горожане испугались, что это снова на них идет Ёсинака, но вскоре признали в самураях Минамото людей Ёсицунэ, поскольку у них "были другие знаки", и порядок в городе восстановился. В другом месте Хэйкэ моногатари упоминается о партизанах Тайра, имеющих "значок в виде дубовых листьев". Судя по всему, помимо красных и белых флагов, враждующими сторонами использовались и другие опознавательные знаки, о чем и говорится в очередном отрывке, посвященном описанию белого флага с мон’ом в виде веера, принадлежавшего клану Кодама, состоявшего в союзе с Минамото. Таким образом, вполне резонно можно заключить, что мон’ы Тайра и Минамото часто появлялись на их флагах, и что они представляли собой, возможно, стилизованные изображения бабочки и горечавки.

Другим местом, где могли появиться геральдические мотивы в те времена, была лицевая сторона деревянного щита из боевого арсенала пехотинцев. Наряду с мон’ом, на фронтальные части щитов иногда наносились черные полосы. Такие же черные полосы появлялись на полотнищах белых и красных флагов и служили, по всей видимости, для идентификации отдельных отрядов внутри одного войска, или, возможно, младших ветвей одного и того же клана.
Мон был далеко не единственным знаком, который изображался на флагах, ширмах и щитах во времена Войны Гэмпэй. Сохранилось несколько экземпляров флагов с начертанными на них черной тушью надписями религиозного или личного характера. Они включают буддистские молитвы, поэтические прославления воинской доблести и призывы к различным синтоистским ками (божествам), небесным покровителям воинов. Герой Сасаки Такацуна первый переправился через реку Удзи в 1184 г., предположительно, под белым прямоугольным флагом с начертанной на нем черной тушью молитвой и датой "Дзисё 2" (1178).

о сайте