То, о чём сей сайт


о сайте


В XXI веке геральдика остается самой притягательной из исторических тем, известных широкой публике. Представления о загадочности геральдики основаны на всеобщем убеждении, что за каждым гербом скрывается какая-то тайна. Действительно, легенды целого ряда европейских гербов - увлекательные повествования, даже если учесть, что значительная часть этих историй позднего происхождения, то есть создана в XVI - XVII веках.

Один из самых распространенных мифов о геральдике - миф о ее сословном характере. Однако представление, что гербы принадлежали знати, справедливо лишь по отношению к самому позднему периоду, то есть к временам заката геральдики.

Такое чудесное и удивительное явление, как европейская историческая геральдика, и само по себе - тайна, что, возможно, продиктовано своеобразием источников, их немногочисленностью и разнородностью. Самые известные из них - гербовники, - даже самые полные, ставят перед исследователями больше вопросов, чем дают ответов.

О сайте heraldry-old.ru

Геральдические памятники, в отличие от печатей или монет, не имеют единого носителя. Герб же имеет не только в изобразительную, но и словесную форму, так называемый блазон, и именно в таком виде они встречаются как в исторических хрониках, так и в литературных произведениях.

В изучении исторической геральдики существует целый ряд проблем: остаются нерешенными вопросы предгеральдической эмблематической ситуации, того фона, на котором она возникла. Остается еще ответить на вопросы в отношении механизмов появления геральдики, причин и обстоятельств создания конкретных гербов, их правового статуса, продажи, наследования, дарования гербов, пользования одновременно разными гербами, присвоения чужих и составления фальшивых гербов, наказания герба и т. д. - перечисление далеко от завершения. Это не удивительно, потому что историческая геральдика - плоть от плоти европейского общества и как часть его истории обладает многими гранями и оттенками.

Вторая половина XX века


Вторая половина XX века дала новый импульс к изучению исторической геральдики, сопровождавшийся новыми издании в никогда не иссякавшем потоке геральдической литературы. Но этот поток в силу разного рода обстоятельств миновал отечественного читателя. Отчасти это было связано со спецификой перевода такого рода изданий. Традиция словесной интерпретации, европейский блазон, насчитывает более семи столетии.

Она оттачивалась многими поколениями практических специалистов, герольдов и уже к началу XV века приобрела законченные лаконичные и емкие формы, которые русская геральдическая терминология не всегда была готова отразить адекватно. В настоящем переводе сохранены особенности итальянского блазона и специфика авторского подхода к блазонированию, что дает возможность отечественному читателю самому сопоставить итальянскую геральдическую традицию с традициями русского блазонирования, известного именами Г. Мальгина, А.Б. Лакиера, Ю.В. Арсеньева и В.К. Лукомского.

Отличия итальянской геральдики


Итальянскую геральдику отличает целый ряд уникальных черт. Подобно тому, как историческая геральдика представляет собой своего рода зеркало европейского общества Средневековья и Нового времени, так и итальянская отражает и итальянское общество, и европейскую геральдику в целом. Русский перевод книги Джованни Санти-Мадзини вводит в мир европейской геральдики, потому что раскрытый Вами, уважаемый читатель, сайт по подходу - европейский, а не сугубо итальянский. Сайт сочетает в себе традиционный для геральдической литературы прием формального изложения от цветов и геральдических фигур к тематически объединенным группам изображений с новым пониманием геральдики как системы культурно-исторических кодов.

Эта книга задумана, написана и проиллюстрирована верным последователем Клио, музы Истории, очарованным этой наукой, в особенности одним из ее разделов - геральдикой; несмотря на то, что автор вплоть до недавнего времени всерьез не занимался ею, он все же решил, что лучшее, что он может сделать, — это провести тщательное исследование и привлечь к геральдике внимание многочисленных читателей. Сказано — сделано.

Автор вовсе не хочет ограничиваться какими-то узкими рамками и глубоко исследовать отдельные аспекты этого явления, свысока взирая на несведущих читателей; он просто стремится удовлетворить и свое и их любопытство и намеревается провести читателей по заповедным нехоженым тропам Истории, некогда пройденным им самим. Он приписывает себе лишь одну-единственную заслугу, состоящую в том, что он пытался устранить те сложности и препятствия, которые встречаются на этом пути, и сделать это путешествие для читателя более приятным.

Этология и социология - зеркало, отражающее природу человека


В этой книге присутствует стремление свести воедино три различных аспекта человеческого бытия, каждый из которых вносит свою лепту в формирование геральдики как подлинной науки. В первую очередь речь идет об этологии и социологии, первая из которых является зеркалом, правдиво и без прикрас отражающим природу человека — социального животного; социология, в свою очередь, изучает индивидуальное и коллективное поведение людей, их взлеты и падения, попытки самоидентификации.

Войны, которые принесли столько горя и страдания человечеству и определили главным образом тенденции развития геральдики: ведь это явление — своего рода сублимация такого понятия, как «священный воинский долг». Геральдика - вид декоративного искусства, организованного в особый пиктографический опознавательный код.

Не так-то просто соединить три партитуры, дирижируя тремя оркестрами одновременно, добиться единого звучания и гармонии. Это было под силу только Моцарту (достаточно вспомнить его выдающееся музыкальное произведение «Дон Жуан»), автор же этой книги, увы, не в силах тягаться с самим Вольфгангом Амадеем. Тем не менее мы будем придерживаться мудрого изречения Оливера Кромвеля, который сказал, что «дальше всех заходит тот, кто не знает, куда идет».

Если настоящий историографический эксперимент встретит одобрение читателей, автор поздравит себя с тем, что он сумел соблюсти научную строгость и историческую достоверность. Он стремился придерживаться научной методологии, поэтому по праву сможет сравнить себя с одним из выдающихся итальянских специалистов по геральдике, Гоффредо ди Кроллаланца. Это поистине благородный человек, хоть дело тут вовсе не в происхождении: он получил свои высочайший титул из рук самой богини Афины.

о сайте