Введение в историю Благородного Искусства (Часть-3)


о сайте



Измененный герб Коллеони "В пересеченном серебряном и красном поле три перевернутых сердца переменных цветов; с синей главой, обремененной пятью золотыми лилиями"


Две сестры появились на свет не только при разных обстоятельствах, но и в разных государствах: искусство геральдики зародилось в Германии, а наука блазона возникла во Франции. Ныне герб может быть пожалован по милости государя любому в знак благодарности; теперь кто угодно может выдумать его символику, ведь ее больше не приходится истолковывать знатоку гербов у ворот крепостных стен, две сестры покоятся в той же могиле, что и средневековые рыцари, и подобно тому, как перекрещивались сферы их компетенции, смешивается теперь их прах.
Скосеро и о. Менетрие не делали между ними различия, но хотели слыть знатоками геральдического искусства и относились к нему с глубоким почтением. Первый называл его чем-то непостижимым, между тем тот, кто занимается геральдикой тридцать-сорок лет, постоянно открывает для себя что-то новое и полагает, что ему есть что постигать. Второй тщательно исследовал эту "науку", все ее тайны и загадки, и узрел самую суть как истинный интеллектуал: все очевидно, человечество не стоит на месте, все изменяется, а геральдика является своего рода энциклопедией, иллюстрирующей эти перемены. У нее есть своя теология, своя философия, своя география, своя юриспруденция, своя геометрия, своя арифметика, своя история, своя грамматика. Теология объясняет загадки, философия трактует образы, география выявля ет области, в которых зародились знатные и благородные династии, регионы, в которых они обосновались, зарубежные страны, в которые переселились их отпрыски. Юриспруденция устанавливает права герба посредством бризур, титулы и права собственности или патроната на здания, украшенные геральдическими символами. Геометрия устанавливает параметры фигур и следит за точностью расположения элементов, арифметика их считает. История дает им обоснование. Грамматика разрабатывает специальную терминологию для точности и четкости обозначения.
Ныне геральдика со своими "говорящими" гербами влачит жалкое существование, она скорбит о том, что все установленные ею правила были нарушены. Она всегда существовала между двумя крайностями: жесткой регламентацией и полнейшим самоуправством и произволом; особенно это касается использования корон и шлемов. Ах, если бы о. Менетрие дожил до наших дней! Ниже будет приведен пример того, какими соображениями руководствуются составители гербов при изобретении своих символов. В красном поле, покрытом горностаевой накидкой, три горы, две звезды и древний сухой древесный ствол, охваченный тремя языками пламени. Над щитом два шлема с графской короной, один шлем увенчан звездой, другой — пышным султаном. Три горы символизируют три ветви одной некогда влиятельной и большой семьи, отпрыск которой, спустя годы после длительного периода благоденствия и процветания, оказался настоятелем древнего монастыря, по собственной воле принял обет безбрачия. Он сумел добиться независимости своего монастыря от Рима, получил так называемый иммунитет. Правда, эта милость была оказана ему несколько позднее, чем он рассчитывал, она была ниспослана монастырю за его набожность и милосердие, которые символизируют две звезды в красном поле. Сухой ствол олицетворяет его жизнь и историю его семейства, ствол охвачен тремя языками пламени, которые символизируют трех его сыновей, храбрых и отважных юношей. В итоге семья ограничилась тем, что поместила на свой герб лишь сверкающую звезду, в память о благочестии настоятеля монастыря, а так-же пышный султан в знак былой рыцарской славы. По правде сказать, невозможно подобрать более простую и тонкую аллегорию!" (Рускони)

о сайте