Гербы часто можно было видеть не только на рыцарских турнирах, но и на карнавалах


о сайте


История герба

зародилась на полях битв или в пылу рыцарских турниров, гербы создавались с таким расчетом, чтобы герб, и, стало быть, его обладателя и носителя, можно было узнать издали. Поэтому использовались чистые и контрастные цвета и предельно стилизованные фигуры. Такой герб легко запоминался и узнавался и потому мог служить своего рода удостоверением личности.

Герб был своеобразным социальным кодом. Умея расшифровывать знаки на гербе, можно узнать или прочесть сведения о том, например, каково место или положение данного лица в его семействе, его матримониальных связях, положении в обществе; затем прочитывается позиция семейства в соединяющем несколько родов линьяже, история союзов и филиаций; наконец, считываются сведения о связях между различными линьяжами, история приобретения ими титулов и владений, затем проясняется история фьефов, династий, царствующих домов и государств.
В семье только один человек, старший в первой по старшинству ветви, владеет "полным" фамильным гербом. Его герб содержит самый полный объем сведений. Другие члены семьи, - младшие сыновья сто отца или же его младшие братья - не имеют права на полный герб и обязаны вносить небольшие изменения в свои щиты, чтобы было видно, что хозяин герба - не старший в ветви. Такого рода модификации называются "изломами" или "бризурами" (фр. biisure - трещина, обломок). На женщин это правило не распространяется: незамужние дочери носят отцовский герб, а замужняя дама обыкновенно объединяет в своем гербе отцовский и тот, который носит ее супруг. Бризуры чаще встречаются в странах "классической" геральдики, там, где гербы рождались на полях сражений XII в.: в Англии, Франции, Шотландии, Нидерландах, прирейнской Германии, Швейцарии.
В других краях "изломы" не столь распространены (страны Скандинавии, Австрия, Испания) или вообще неупотребительны (Италия. Польша). "Изламывать" фамильные гербы для младшего в роду можно самыми разными способами: присоединяя некоторую фигуру или урезая существующую на "полном" гербе, меняя цвет или поля щита либо фигуры на этом поле, и т.д. Поначалу бризуры воспринимались обществом благосклонно, и потому их делали очень заметными.

С ходом времени, однако, и в силу естественного порядка вещей - кому нравится объявлять себя младшим? - предпочитать стали неброские бризуры, чаще всего присоединяя какую-нибудь фигурку.
Поскольку гербы передавались по наследству, то через несколько поколений и множество последовательных бризур гербы младших ветвей постепенно утрачивали сходство с гербом старшей ветви. И наоборот, подчас обнаруживается явное сходство гербов, принадлежащих неродственным семьям. Такое бросающееся в глаза сходство побуждает подозревать, что гербы, скорее всего, имели общего предка. Так что геральдика оказывается весьма полезной генеалогии, помогая разобраться в запутанной филиации, найти родственников и отличить их от однофамильцев.

Будучи в одно и то же время и "удостоверением личности", и украшением, гербы с XII по XIX в. помещались на многочисленных предметах обихода, памятниках и документах. Появление герба на каком-либо предмете служило своего рода печатью, свидетельствующей о гражданском состоянии владельца этого предмета. Из всех средств, которыми мы сегодня располагаем, изучение гербов становится порой единственной возможностью установить место и время исторического объекта. Идентификация гербов - занятие непростое, но для геральдиста первостепенное - превращает гербй1 в живые документы, ценимые археологами и историками искусства.
Помощь геральдики оказывается особенно ценной в датировке, так как время ношения гербового щита, как правило, меньше времени жизни названного лица. Если речь идет о короле или принце, то каждая четверть на гербе означает владение фьефом или принципатом (княжеством), и можно достичь большей точности, изучая мотивы и разбираясь в побуждениях, оправдывающих появление изучаемой композиции. Порой удается сузить "вилку" между датами до нескольких месяцев, особенно в случае предмета обихода, произведения искусства или памятника, украшенного щитами нескольких лиц: в таком случае бывает возможно установить итоговую дату, исходя из дат рождения, бракосочетания, вступления во владение титулом и начала исполнения связанной с последним должности, а также кончин каждого из затронутых лиц.

В 1863 г. в церкви в Даммари-ле-Ли была обнаружена "шкатулка Святого Людовика" (изображение выше). Эрудиты поначалу отнесли этот объект к концу XIII в. и сочли его одним из тех ларцов, в которых Филипп IV Красивый хранил частицы мощей Людовика IX Святого, канонизированного в 1297 г. Затем, однако, оказалось, что эта датировка не сходится с данными гербов. Современный геральдист Эрве Пиното после исследования совокупности источников предложил более раннюю дату: 1236 г. Чтобы обосновать ее, он опознал все 46 гербов ларца, а затем вычислил дату, для чего ему пришлось установить даты кончин, бракосочетаний, облачений в сан, восхождений на престол, вступлений во владение, а также занятия всех изображенных на медальонах сундучка персонажей - родственников Людовика Святого. Разброс между предельными датами непрерывно сужался, пока изученная совокупность гербов не выдала наконец 1236 г. Вот лишь один показательный пример помощи геральдики в датировке и установке принадлежности.

Французская королевская фамилия (смотри фото ниже), подобно королевскому дому Англии, всегда старалась блюсти правило, по которому герб младшей ветви рода строится посредством "изламывания" полного герба. Если присмотреться к череде бризур Французского Королевского Дома, то бросается в глаза, что с каждым новым столетием "изломы" делались все менее внятными (на развороте вверху - генеалогия гербов королей Франции, которую составил Жак Шевийяр), тогда как в Англии и Шотландии бризуры остава лись четкими.

Строгое соблюдение правила обязательного "излома" неизбежно приводило по мере смены поколений ко все большим отличиям гербов младших фамильных ветвей от старшинствующего герба. Бризуры, создаваемые посредством перемены цветов, для Средневековья не редкость.

о сайте