Гербовые фигуры - крест

27-янв, 12;26 Heraldry 35
Гербовые фигуры - крест


Всем известен крест с загнутыми концами в виде заглавной печатной буквы "Г", происхождение которого, правда, до конца не ясно, однако его идентифицируют как санскритский. Буква "Г" принадлежит греческому алфавиту и называется "гаммой", поэтому подобный крест называется "гаммированный". В санскритской традиции название креста зависит от того, в какую сторону направлены его концы: если слева направо, то он именуется "свастикой", если справа налево - то "саувастикой". Корень слова "свасти-" означает здоровье, счастье, благоденствие, спасение, это позитивный знак, символизирующий все самое лучшее, светлое и чистое: свет Бытия и познания.

В геральдике используется преимущественно латинский крест, называемый также "голгофским", или "тяжким" - если он стоит на трех ступеньках. На самом деле, согласно историческим источникам, римляне в качестве орудия казни использовали Т-образный крест. Виселица, предназначавшаяся для обычных преступников, рабов и мятежников, восстающих против господства римлян, состояла из горизонтальной перекладины (которая клалась на плечи осужденного) и вертикальной, которая, собственно, и называлась крестом или несущим столбом. Этот столб устанавливался непосредственно на месте казни, и вся конструкция называлась "крест - несущий столб". Мнение, что именно от этого креста происходит геральдический "костыльный" крест, ошибочно, потому что в геральдической символике этот крест приобрел свое название благодаря появлению на вершинах сторон поперечных перекладин (см. родовой герб фамилии Марцано). Тем не менее именно латинский крест был изображен на туниках, а также на продолговатых и узких норманнов, в то время как на самнитских щитах мы видим греческий крест, у которого все четыре стороны равны или почти равны (этот крест называется "простым"). Количество в геральдике поперечных перекладин соответствовало определенному положению в церковной иерархии: у патриарха было две перекладины (крест "Лорена"), у папы - три (крест понтифика).
Изначально крест являлся не чем иным, как орудием казни и пыток, и в подобном качестве он никогда не стал бы почетной гербовой фигурой. Однако именно на кресте принял смерть основатель новой религии, последователи которой приняли крест как универсальный и основной символ христианства. (Правда, это случилось не сразу, а после того, как новую религию принял, а точнее сказать, стал повсеместно насаждать император Константин, которому было дано чудесное откровение "IHS" и обещана победа над Максенцием. Именно этим обстоятельством и было обусловлено временное соглашение между враждующими сторонами, представленными различными кланами европейской знати, которые решили все же объединить свои усилия и направить их против общего врага.) Большинство геральдистов полагают, что кодифицированная геральдика стала зарождаться во времена Первого крестового похода (1096-1099) и кресты, которые в большом количестве представлены на гербах благородных, могут служить напоминанием об этом памятном походе (равно как и раковины или полумесяцы). Те же рыцари, что еще не входили в число благородных, имели возможность прославиться на поле битвы и получить благородный статус.

Что касается истории возникновения этого символа и его исконного значения, то есть причины усомниться, что потомки ранних христиан продолжали видеть в кресте именно орудие казни Христа, настолько разнообразны стали его формы. Некоторые разновидности креста приобрели чисто орнаментальный характер, став предметом декоративного искусства. Так появились кресты со змеевидными формами, олицетворяющие власть различных группировок аристократии и олигархии. Встречаясь на родовых гербах дворян, они служили напоминанием о каких-то чудесных явлениях, в которых божественная воля являла им знаки своей благосклонности (хотя это больше напоминало языческую трактовку какого-либо символа). В качестве примера можно привести крест, встречающийся на гербах многих испанских дворян, свидетельствующий об их участии в битве при Лас-Навас-де-Толоса в 1212 году, в которой участвовали союз испанских государей (Альфонсо IX Кастильский, Сан-чо Наваррский и Педро Арагонский), с одной стороны, и мавры - с другой. Легенда повествует, что во время сражения на небе появился
крест и Святой Иаков, держа в руках меч крестообразной формы, сражался на стороне христиан. В данном случае крест служит символом божественного провидения. Кроме того, в этом сюжете продемонстрировано развитие античной традиции, согласно которой боги могут сходить со своего Олимпа и принимать участие в битвах смертных. Именно в преемственности традиций следует искать истоки геральдической символики.
Не имея возможности рассмотреть все разновидности форм крестов, имеет смысл обратиться к их основным иконографическим типам.

о сайте