Линии деления герба

02-ноя, 18;59 Heraldry 24
Линии деления герба


В делении могут быть задействованы только самые простые линии; мы сможем убедиться в этом, ознакомившись с материалом, изложенным на следующих страницах. Другие деления, также считающиеся простыми (такие как "колючее" или "чешуйчатое"), названия которых обусловлены их формой, могут использоваться для обозначения контуров фигур (в качестве примера можно привести изображения крестов на с. 211-213). Что касается такого разнообразия траекторий ломаных линий, то в Средние века они весьма часто встречаются в архитектурном декоре, настенной росписи и лепнине. Тут возникает вопрос, что на что повлияло — геральдика на архитектуру или же наоборот. Неужели архитекторы и художники, с одной стороны, и герольды, с другой, черпали свои мотивы из одного и того же источника — "каталога" орнаментов, который, вероятно, был хорошо знаком всем, кто занимался прикладным и декоративным искусством? Сходство деталей настолько поразительно, что порой его можно назвать полнейшей тождественностью. Многие принципы деления щитов потрясающе напоминают мотивы, используемые в живописи и архитектуре, поэтому в качестве доказательства уместно привести несколько наглядных примеров. Линии зазубренные, пилообразные, зубчатые, волнистые... этот список можно продолжать долго. Здесь присутствует и "чешуйчатый", и "беличий" орнамент, хотя в последнем случае можно утверждать, что первой использовала эти орнаменты именно геральдика, а затем уже мастера настенной лепнины и росписи. Сходство прослеживается и в принципе размещения фигур (шествующие и противообращенные), и в чередовании цветов (одна фигура цвета фона другой, переменных цветов) — это хорошо видно на примере настенных росписей.
Вот вам мой совет: не доверяйте слепо геральдистам, даже самым известным из них, жившим в минувшие времена. Их нельзя обвинять в непоследовательности, не следует вменять им в вину ошибки, нередко встречающиеся в описаниях гербов. Их полностью оправдывает то, что они отдавались этому делу целиком, хорошо владели вопросом, изучали науку блазона; кроме того, в генеалогии каждой семьи были ответвления, в которых нельзя не запутаться. Описание герба венецианской семьи Катта (или Катти, эта семья имела немецкое происхождение, их исконная фамилия была Кат) являет красноречивый тому пример (кстати, чередование цвета фона с цветом фигур многие считают венецианской традицией). При описании же герба семьи Борджа Мандолини был допущен явный промах - составитель герба и художник не вполне поняли друг друга. Составитель при описании центрального столба прочитал "источник" вместо "мост" (fonte и ponte), получилось красиво, но неверно. Мастер, исполнявший герб Берлингуера, также справился со своей художественной задачей блестяще, однако допустил серьезную ошибку: в блазоне фигурировала "правая рука", а изображена была левая.

о сайте