Черный цвет и геральдика

19-окт, 06;02 Heraldry 35
Черный цвет и геральдика


В Европе с древнейших времен все негативные явления и печальные события, такие, как траур, поражение, месть, восстание, ассоциировались с черным цветом, словно уже были известны законы, впоследствии открытые физиками: черный цвет — это отсутствие цвета. Траурные мотивы присутствуют во многих гербах, но стоит лишь поменять цвета — и траура как не бывало, или наоборот, окрасить в черный то, что имело другой цвет. Так было с гербом Ареццо: когда-то на его серебряном фоне был изображен красный конь, затем, в 1313 году, конь стал черным в ознаменование траура по Генриху VII (в этой связи можно добавить, что черный цвет являлся одним из отличительных признаков гибеллинов, но также и гвельфов из области Тоскана).
В связи с трауром по случаю кончины Карла VIII во Франции в 1498 году по всей стране стали носить черную одежду, символизирующую скорбь по умершему. В XII-XIII веках, когда морской разбой стал весьма распространенным явлением, пираты также взяли на вооружение черный цвет — именно такой была раскраска флагов флибустьеров, символизирующих протест против великих колониальных и торговых империй.
На турнирах этот цвет в сочетании с другими принимал едва ли не противоположные значения: в сочетании с зеленым черный символизировал смирение и сдержанность, с красным — скуку и тоску. Понятия, символизируемые черным, могли противоречить друг другу: постоянство, строгость, скорбь, полная достоинства, смирение — и несчастье, предательство, измена, "зло" во всех смыслах этого слова. Тем не менее строгое великолепие гербов от этого никак не страдает, а самые благородные фигуры, орлы и львы, носят именно этот цвет.
Черный, "подобный железу", олицетворяет одновременно силу и стремление к победе, терпение, твердость, упорство, постоянство в принятии решений, мудрость, осторожность, безмолвие, честь, веру и преданность до самой смерти. В геральдике же на первое место выходят траур и различные негативные аспекты. В 1610 году геральдист Филиберто Кампаниле, обладавший глубоким пониманием цветов и их символики, писал: "хотя черный и является самым последним из цветов геральдики, тем не менее он символизирует силу и могущество; он может заглушить и омрачить любой другой цвет, а другие цвета не могут подавить и заглушить его, посему можно утверждать, что он олицетворяет постоянство, стойкость, силу и непобедимость".
Черный цвет ассоциируется с алмазом и Сатурном; знак именно этой планеты может являться его символическим обозначением (хотя принято считать, что металл Сатурна — свинец, а железо соотносится с Марсом).
Черный круг (см. с. 265) называется "ogress" или "pellet" у англичан (в итальянской традиции "pallattola", "pallino" или "palla di pietra" — "пуля", "дробь" или "каменное ядро) и "ogoesse" у французов.
Термин "sable" (в английском и французском языках), возможно, имеет отношение к черной окраске спинного ворса соболиной шкуры, на немецком языке это животное называется "zobel" (более архаичная форма "zable"), на арабском — "zebel" или "zibel"; таким образом, можно предположить, что во французский, немецкий и английский языки это слово вошло во времена крестовых походов.
При изображении черных фигур, особенно орлов и львов, их очертания и отдельные элементы, такие, как оперение, суставы, гениталии, глаза и т. д., могут выделяться более светлым тоном.
Графически этот цвет изображается в виде штриховки из пересекающихся горизонтальных и вертикальных линий (некоторые графически изображают его, закрашивая всю плоскость черным, но это не совсем правильно); для окрашивания щитов использовалась жженая кость.

о сайте