Цвета гербов в геральдике

06-окт, 12;44 Heraldry 101
Цвета гербов в геральдике


"Говоря об эмалях, металлах и цветах в геральдике, стоит выделить, прежде всего, золото, серебро, красный, синий, черный, зеленый и пурпурный цвета. С древнейших времен эти цвета украшали облачение рыцарей; кованые оловянные амулеты с изображениями гербов покрывались красной, зеленой, черной и темно-синей эмалью, поэтому в геральдике до сих пор употребляется термин "эмаль" для обозначения цвета. Именно тогда, в древнейшие времена, было принято строгое правило наложения цветов, соблюдающееся до сих пор; оно состоит в том, что нельзя накладывать цвет на цвет или металл на металл." (Дж. Кроллаланца. Геральдическая рыцарская энциклопедия.)



Слово "эмаль" происходит от немецкого "schmelzen", что означает "плавить, расплавлять, растапливать", именно эти действия и совершаются на предварительном этапе эмалирования, или глазуровки. Сам процесс эмалировки заключается в том, чтобы покрыть расплавленной стекольной массой (силикат алюминия), в которую предварительно добавлен краситель, металлическую или керамическую поверхность. Через некоторое время нанесенное покрытие становится твердым как камень. Предмет, покрытый эмалью, становится блестящим, его глянец напоминает металлизированный корпус современного автомобиля. Однако подобное покрытие не очень прочное, а так как щит был предметом вооружения, предназначенным для защиты от ударов копья, сабли, булавы, топора и разных других тупых и острых предметов, невозможно даже предположить, что боевой щит, предназначенный для битвы с врагом или для турнирного состязания, покрывался эмалью. Щиты, поверхность которых была обработана с применением подобной техники, были предназначены для торжественных смотров войск. Рыцарь с таким щитом мог предстать перед королем или его семьей; гербы, исполненные в технике эмали, украшали троны, стены и камины замков или загородных особняков, унаследованных от предков.



Разделение оттенков эмали на цвета и металлы вполне обоснованно, оно сохраняется и по сей день. Основа, на которую наносится эмаль (иногда керамическая), должна быть металлической. Когда речь идет о золотом или серебряном покрытии ("металле"), основа должна просвечивать сквозь него, в то время как "цвета", которые наносятся на медную или оловянную основу, не просвечивают, хотя стекольное вещество само по себе прозрачное, даже если в него добавлен краситель. Такое покрытие можно сделать непрозрачным и матовым, добавив в стекольную массу двуокись олова. Отметим попутно, что техника майолики была изобретена испанскими маврами, которые добывали необходимое сырье на месторождениях Майорки. Техника состояла в том, что изделия из обожженной глины аналогичным способом покрывались эмалью, или глазуровались. Эмаль оставалась матовой и непрозрачной после обжига и скрывала красноватый цвет глины, при этом цвета на декоративных изделиях не искажались (в такой же технике были исполнены гербы, запечатленные на посуде аристократии.
Техника эмали требует значительных временных затрат, а также высокого художественного мастерства, поэтому очевидно, что щиты, как правило, раскрашивались обычными масляными красками и сильно уступали в художественном отношении фрескам или миниатюрам: орлы больше напоминали индюшек, просящихся на вертел, львы по своему телосложению больше походили на кошек и т. д., однако "художникам", по крайней мере, нельзя отказать в том, что они использовали точные цвета. Сложности возникали тогда, когда речь шла о символическом значении того или иного цвета, тем более, что у каждого составителя гербов в прошлом была своя интерпретация каждого цвета, а в каждой стране была своя геральдическая традиция. Нередко составители гербов слепо доверяли астрологии, как свидетельствует отрывок из книги "Il Nobile" ("Благородный") флорентийца XVI века Марко, де ла Фрата: "Удивительно, какая странная философия у этих герольдов, как они одержимы астрологией и богословием - они соотносят темные цвета, в том числе и черный, с Сатурном, кроме того, этим цветам и этой планете они приписывают такие качества, как постоянство, молчаливость, терпение"(цит. по: Кроллаланца. Указ. соч.).

о сайте