Общая топография

04-окт, 02;14 Heraldry 97
Общая топография


Во втором случае, когда щит усеян фигурами, последние могут касаться краев щита и даже заходить за них Несмотря на заверения некоторых специалистов по геральдике, количество маленьких фигур не является строго фиксированным, но порядок их размещения достаточно четкий и определенный (хотя нередко можно увидеть гонты, сердца и крестики, расположенные не в строгом порядке, а например, между передними, задними лапами и хвостом какого-нибудь восстающего льва). В редких случаях количество мелких фигур, усеивающих пространство щита, в блазоне уточняется, в противном случае блазон герба характеризуется формулировкой "такого-то цвета, усеянный такими-то фигурами" (к примеру, лилиями, как усеянный герб Франции).
"Общая топография", описанная здесь, должна быть дополнена сведениями об отдельных гербовых и прочих фигурах; блазонирование дает им определение, прибегая к особым формулировкам, указывающим на близость этих фигур или элементов друг другу или на наложение одного на другой. В первом случае основная гербовая фигура может сопровождаться, как мы уже видели, другой фигурой или ж е сразу несколькими. Когда речь идет о крестообразных фигурах, то другие фигуры могут размещаться во внутренних углах, образованных сторонами креста, в кантонах. В случае с линейными элементами (столбами, поясами, перевязями справа и слева) фигуры располагаются вдоль них, как бы примыкают к ним. Эти термины, однозначно определяемые блазоном, подразумевают наличие определенной симметрии в расположении фигур относительно элемента или основной фигуры; об этом симметричном порядке размещения фигур нередко говорится в самом описании герба, где также указывается положение подчиненных фигур относительно друг друга, а также относительно основного элемента.
Второстепенная фигура может примыкать к главной фигуре с правой или левой стороны, характеристики подчиненной и основной фигур в этом случае следует приводить отдельно, например: дерево, с правой стороны которого изображен восставший лев, его передние лапы могут быть развернуты вправо (нормальное положение) или обращены влево, он может быть запечатлен с передними лапами и с головой в фас или повернутой влево — "отвращенной"). Второстепенная фигура может также находиться чуть выше основной, в таком случае последняя называется "преодоленной такой-то фигурой". Если подчиненная фигура находится непосредственно над основной, то последняя именуется "подрезанной такой-то фигурой". Если, напротив, второстепенная фигура располагается под основной и при этом они соприкасаются, то последняя называется "поддержанной такой-то фигурой" (так часто происходит с изображением горы). Две фигуры могут накладываться одна на другую, в таком случае та, что сверху, называется "пересекающей", а та, что снизу, — "пересекаемой" (в том случае, если последняя не выходит за контуры первой, она считается "обремененной"; кроме того, она может быть "обременена" и другой, более мелкой фигурой; перевязь также может быть "обременена" другими фигурами, укороченными или сжатыми, например, малой перевязью). Эта терминология применяется при описании как обычных фигур, так и гербовых (пояс, к примеру, может идти, пересекая другую фигуру). В том случае, если изображено животное, которое пересекается в области шеи или хребта, фигура называется "помещенная на шею".

Две второстепенные фигуры, с двух сторон симметрично примыкающие к основной и являющиеся зеркальным отражением друг друга, в блазоне хорошо определены. Подобная композиция может быть составлена из неодушевленных предметов или из фигур животных, естественные позы или формы которых асимметричны, к примеру, это могут быть топоры, волы, восстающие львы, иногда они обращены друг к другу (восстающие навстречу друг другу, если речь идет о животных), иногда "спиной" (если животные, то обращенные в противоположные стороны, то есть "противообращенные"). Некоторые специалисты по блазонированию используют в подобных случаях формулировку "обращенные друг к другу на немецкий манер"; она уместна в том случае, когда речь идет о противолежащих четвертях четверочастного щита или поля, в которых изображены животные, вставшие на дыбы навстречу друг другу (см. с. 104); при этом изображаемое животное, каждое в своей четверти, должно сохранить оригинальную позу — таким образом получается пара "лицом к лицу", повторяя термин "восстающие навстречу друг другу".
Что касается типичных ракурсов и традиционной иконографии изображения фигур, то особый интерес здесь представляют как раз фигуры в нестандартных позах, использование которых открывает перед геральдистом широкие возможности по изменению "естественного" положения элемента или фигуры.

о сайте