Эпоха Возрождения

13-сен, 18;32 Heraldry 37
Эпоха Возрождения


Изначально это была форма не самой лошадиной головы, а военного снаряжения, которое надевалось на лошадь для ее защиты и на которое рыцарь помещал собственный герб. Со временем от этой формы стали отступать все дальше и дальше. Подобная форма прекрасно подходила для того, чтобы служить украшением; кроме того, она содержала в себе бесконечное число вариантов изменения контура, поэтому щиты этой формы стали называться
"фигурными". Без сомнения, они были весьма "оригинальными", красивыми, на них хорошо смотрелись различные изображения, однако у них был один существенный недостаток: они перестали быть щитами в собственном смысле этого слова.
Дополнительного внимания заслуживают круглые и ромбовидные щиты, о которых уже упоминалось. На протяжении двух столетий, предшествующих эпохе Возрождения, получил широкое распространение небольшой по размеру военный щит идеальной круглой формы, называемый "ротелла", или "рондаш". Его диаметра хватало только на то, чтобы предохранить лицо от ударов копья или стрел. Но благодаря своей легкости он был очень удобен, особенно в тесном бою; еще в начале XVII века нередко, когда суда брали на абордаж и сражались "стенка на стенку", входил в военную экипировку моряков.

Несмотря на меньшие размеры по сравнению с треугольными и квадратными, щиты круглой и ромбовидной формы вызывали интерес у геральдических художников, особо вдохновлявшихся этими гербами при создании образцов печатей.
Бывало и так, что предпочтение оказывалось овальной форме (например, герб Испании).
Щит в форме эллипса, получивший название "итальянский щит", использовался в геральдике в двух случаях: это мог быть либо государственный, либо личный герб, причем принадлежать он мог как мужчине, так и женщине, хотя геральдисты считают его преимущественно женским. Нередко супружеский союз символизировали два соединенных овальных герба.
Можно сказать наверняка, что все ромбовидные гербы принадлежали исключительно женщинам; древние геральдисты считали, что именно эта форма "гармонично сочетается с полом, честь которого необходимо защищать" (Бурдон). Подобные гербы пользовались успехом у молодых незамужних девушек, к примеру, такой герб взяла себе Жанна д'Арк. Однако нельзя утверждать, что все обладательницы ромбовидного герба были незамужними, так как они часто сохраняли его за собой даже после замужества, а также в случае потери супруга. Если женщина становилась вдовой, то на ее гербе появлялась черно-белая шелковая лента, обвязанная вокруг венка; в том случае, если она вновь выходила замуж, лента исчезала. Кроме того, когда супружество символизировали соединенные гербы, ромбовидный женский герб заменялся овальным.
В Великобритании, особенно в Шотландии, ромбовидный герб, символизировавший траур, получил название "хэтчмэнт"
(в современном английском языке слово "hatchment" означает "мемориальная доска с изображением герба"). Он выставлялся в залах, где проходила панихида, и перед дверями усопшего, а также использовался в траурных процессиях. Если умирал холостой мужчина или незамужняя женщина, то личный герб покойного просто принимал ромбовидную форму; если усопшим был кто-то из супругов, то герб оказывался сдвоенным.

о сайте