Французская и Итальянская модель щита

07-сен, 05;33 Heraldry 29
Французская и Итальянская модель щита


Треугольная форма использовалась в XII столетии, заостренный щит); прообразом ее послужил норманнский щит: очень высокий, узкий, с загнутыми сторонами, он был предназначен преимущественно для сражения в пешем строю, однако использовался и в конном. Вскоре его форма была изменена: он стал короче, шире, оставаясь по-прежнему треугольным, с изогнутыми сторонами. Именно такой щит в геральдике получил название "древний готический". Если точнее определять его форму, то можно говорить о трапеции в верхней части и о треугольнике в нижней; стороны изогнуты по всей длине. Уже в XIV веке треугольная форма стала заменяться полукруглой. Эта новая модель впоследствии стала называться "готической новой", в чем прослеживался явный анахронизм.
По форме этот щит напоминает цитру. Кроме того, особенно во Франции можно было встретить промежуточные варианты — нечто среднее между треугольным и полукруглым щитом: по форме верхняя часть близка к идеальному квадрату, а нижняя — к закругленному треугольнику. Эта модель во многом напоминает павийский щит лучников, изображенный; иногда у нее были прямые, незакругленные стороны.
Так называемый грушевидный щит, или щит в форме перевернутой груши, более точное название которого "сицилийский", по форме своей есть не что иное, как норманнский шит, сильно сжатый по вертикали, или древний готический с закругленными верхними углами.



Немецкий тарч (tartsche) (идиоматическое название которого мы не изменяем, дабы не перепутать его с таргой), а также два "готических" щита отражают почти все особенности геральдики вплоть до начала XVI века. Многие изменения, привнесенные в эпоху Возрождения и исказившие оригинальную форму до полной неузнаваемости, были обусловлены стремлением придать более совершенный вид гербам, которые воспринимались как часть грубой средневековой культуры (хотя эти изменения касались преимущественно изображения, а не формы щита). Мастера хотели заменить "примитивную" рыцарскую символику "изысканной и благородной" дворянской, аристократической. В настоящее время, анализируя процесс эволюции геральдического искусства, я бы не рискнул утверждать, что герб превратился из исторического свидетельства, обладающего своей сложной и глубокой символикой, поддающейся истолкованию, в нечто пустое и сугубо декоративное.

о сайте