Гербы для всего и для всех

11-авг, 11;17 Heraldry 79
Гербы для всего и для всех


Гербы для всего и для всех

В очень подробном и обстоятельном "Словаре итальянского языка" Никколо Томмазео и Бернардо Беллини (1865-1879) слова "arme" (герб) и "arma" (оружие, щит) даются в одной словарной статье, в которой приводится 142 (!) примера из литературных источников позднего Средневековья и эпохи Возрождения (Бокаччо, Виллани, Челлини и т. п.). Пример № 137: "(Геральдич.) Щит или что-либо другое, на чем нарисованы отличительные знаки рода, правителя, нации (...)"; пример № 138: "Определять ценность оружия; представлять какого-либо мастера (...) "...производят оружие и говорят: я из таких-то, так делают в моей мастерской". Удивительно, что и в современной лексикографии до сих пор сохраняется как "литературная и архаическая" форма слова "arme" в значении "инструмент для защиты или нападения", хотя привычной давно стала форма "arma", а первый вариант закрепился за геральдическим значением "герб, щит". Что это, излишний консерватизм? Нет, это трепетное отношение к собственным корням, которое можно выразить словами: "Я из таких-то, так делают в моей мастерской". Геральдика относится к истории как наука к природе. Историку было бы трудно выдумать более точный и более угодный музе истории Клио инструмент, чем геральдика. "Иметь герб Сиены. Испытывать сильный голод. Так говорится, потому что в гербе Сиены изображена волчица, а всем известно, что страдающие “волчьей болезнью" испытывают постоянный голод. Поэтому, когда хотят сказать, что кто-то сильно голоден, говорят: “У него волчья болезнь или более завуалировано: “У него герб Сиены", подразумевая “волчью болезнь, то есть голод"". Приведенный пример доказывает, что символы - общий отличительный признак крылатых выражений и пиктографии. Геральдика выражает себя через пиктограммы (фигуры, шлемовые эмблемы и т. п.), следовательно, по всем ее проявлениям она должна рассматриваться как код, состоящий из символической части (значения цветов и фигур) и второй части, более сложной и не до конца разработанной, - собрания или архива гербов. Каждая часть имеет ценность, как уже говорилось выше, нотариального свидетельства. Жерар де Нерваль утверждал, что "знание блазона является ключом к истории Франции". Мы добавим от себя, что это правило применимо к истории любой другой страны, потому что герольды жестко придерживались определенных правил и им было запрещено составлять фальшивые гербы, то есть изобретать фальшивые генеалогии, девизы, титулы.
Геральдисты и историки геральдики разработали классификацию всех известных гербов в зависимости от их происхождения и графики. Признанный "отец геральдики", иезуит Менетрие, различал шесть основных типов: 1 - гербы владений; 2 - должностные гербы; 3 - гербы сообществ; 4 - гербы пожалования; 5 - гербы покровительства; 6 - родовые гербы.
Каждый тип можно разбить на много подтипов. В действительности перечисленные шесть основных неоднородны: у одних классифицирующим признаком являются чисто исторические причины (владение, пожалование, покровительство), задача других гербов - отличать людей (личные) и семейства (родовые), конкретные сан или должность; различные сообщества людей (геополитические, учебные, корпоративные, церковные и т. п.). По другой классификации рассматриваются отличительные черты самих гербов: простые или составные, говорящие, энигматические, ложные, обесчещенные и т. д. Попытка объединить обе системы чрезвычайно запутывает и усложняет изучение блазона. Геральдика излагает историю или разъясняет ситуацию на своем языке, поэтому необходимо научиться определять сначала принадлежность герба к тому или иному основному типу, затем к одному из подвидов, и в конце - его графико-символический жанр. В своей работе мы в основном опирались на скрупулезную трактовку Кроллаланцы.


о сайте