Альберт Суниев: «На территории ТПУ инвесторы создадут комфортную среду»

06-дек, 06;15 Admin 0


Действующая градостроительная политика направлена на формирование и развитие полицентричной структуры мегаполиса – создание новых точек деловой и общественной активности за пределами исторического центра Москвы.

В этом контексте строительство транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) не только обеспечит горожан удобной пересадкой на разные виды транспорта, но и создаст комфортную среду на прилегающих к ТПУ территориях. Всего в столице планируют создать 251 ТПУ, к реализации 14 проектов уже привлечены инвесторы, еще три проекта выставлены на торги. О том, какую роль транспортно-пересадочным узлам отводят московские градостроители, как привлечь к их строительству частные инвестиции, но при этом соблюсти баланс между транспортной и коммерческой функциями, рассказал в интервью «Московской перспективе» первый заместитель генерального директора по девелопменту АО «Мосинжпроект» Альберт Суниев. Инжиниринговый холдинг «Мосинжпроект» является оператором по реализации транспортно-пересадочных узлов в столице.

- Альберт Альфатович, какое значение градостроители отводят транспортно-пересадочным узлам в общей транспортной системе Москвы?

– В Москве сложнейшая система городского общественного транспорта. Транспортно-пересадочные узлы призваны связать в единую сеть метрополитен, наземный городской пассажирский транспорт, Московское центральное кольцо и радиальные направления Московской железной дороги, чтобы пассажир смог комфортно, безопасно и быстро перейти с одного вида транспорта на другой.

Всего в Москве планируется реализовать более 100 плоскостных (в виде перехватывающих парковок, на которых можно оставить автомобиль и пересесть на метро) и 153 капитальных ТПУ. Последние предполагают возведение многофункциональных комплексов, которые позволят реализовать принцип «сухие ноги» – когда пассажир может осуществить пересадку, не выходя из помещения или под навесом. Инжиниринговый холдинг «Мосинжпроект» является оператором по строительству как раз таких ТПУ. Они в большинстве своем появятся на базе строящихся станций метрополитена, так как метро – основной вид транспорта в Москве.
По своему масштабу ТПУ делятся на локальные, общегородского и даже агломерационного значения. Например, транспортно-пересадочный узел «Лефортово», создаваемый на базе одноименной станции строящегося Третьего пересадочного контура, объединит в себе автобусные остановки, а также остановочные павильоны трамвая, соединенные с вестибюлем метро подземным пешеходным переходом. Проектом также предусмотрено благоустройство сквера у кинотеатра «Спутник». Таким образом, ТПУ «Лефортово» носит районное значение.

Другое дело – транспортный хаб «Косино» на базе одноименной станции строящейся Кожуховской линии. Его пассажиропоток составит несколько сотен тысяч человек в сутки. ТПУ объединит пассажиропотоки станций «Косино» и «Лермонтовский проспект», платформы Косино Рязанского направления Московской железной дороги и наземного пассажирского транспорта. Пересадка станет осуществляться в подземном распределительном уровне по принципу «сухие ноги». Сверху будут построены сразу несколько многофункциональных комплексов с торговыми помещениями и даже физкультурно-оздоровительный комплекс. Таким образом, ТПУ «Косино» носит агломерационный характер.

Хотел бы подчеркнуть: основная задача транспортно-пересадочных узлов – обеспечить беспрепятственную пересадку. Сверхзадача – создать новые центры деловой и общественной активности за пределами центра Москвы, чтобы можно было жить и работать в пешей доступности от основной транспортной инфраструктуры мегаполиса.

- Каким образом определялись места под будущие ТПУ?

– Узлы возникают там, где есть острая необходимость в решениях, направленных на улучшение транспортной инфраструктуры. На каждом из участков мы занимаемся мониторингом транспортных потоков, а также анализируем проблемные зоны. Наиболее крупные ТПУ запланированы там, где пересекаются основные транспортные артерии мегаполиса. Эти узлы обеспечат не только свободу и комфорт движения пассажиров, но и дадут дополнительный импульс развития прилегающим территориям.

Например, одним из самых крупных транспортных хабов станет узел...


...«Рязанская», который объединит остановочный пункт Нижегородская МЦК, одноименные станции ТПК и Кожуховской линии, платформу Карачарово Московской железной дороги. Этот транспортно-пересадочный узел по своему пассажиропотоку будет сопоставим с площадью трех вокзалов, сейчас даже рассматривается возможность сделать его стартовым для высокоскоростной магистрали Москва – Пекин.

Какие исследования проводятся перед разработкой проекта ТПУ? Как учитывается мнение местных жителей?

– Конечно, на старте любого проекта мы проводим большую аналитическую работу, в том числе заказываем социологические и маркетинговые исследования. Исходя из полученных данных, формируется проект, который представляется вниманию жителей на публичных слушаниях. Жители на этих мероприятиях активно высказывают свои пожелания, проектировщики обязательно учитывают их мнение и корректируют проекты. 

Например, для строительства станции «Авиамоторная» ТПК пришлось снести старый и неприглядный рынок. По просьбам местных жителей его функционал помимо прочего примет транспортно-пересадочный узел «Авиамоторная», но это уже будет современное и удобное здание, обеспеченное качественной транспортной инфраструктурой. 
А, например, в составе транспортно-пересадочного узла «Кленовый бульвар», который построят на базе одноименной станции ТПК, появится гостиничный комплекс. Рядом находится музей-заповедник «Коломенское», где регулярно проводятся массовые мероприятия, а гостиниц в районе Нагатинский Затон не хватает.

Таким образом, каждый проект индивидуален: функциональное назначение строений и помещений прорабатывается для каждого объекта, потому что применить идеальную для всех ТПУ формулу невозможно.

- Каковы механизмы привлечения инвесторов к строительству ТПУ? 

– Наш девелоперский дивизион в «Мосинжпроекте» как раз был создан для реализации социально значимых градостроительных проектов с привлечением частных инвестиций. Есть ряд объектов, которые имеют градостроительное значение и, соответственно, реализуются за счет городского бюджета – это метро, дороги и многое другое. А на примере ТПУ, которые мы проектируем, можно проследить, как важнейший городской проект можно реализовать в том числе за частные деньги. Как правило, технологическую часть, то есть подготовку территории, вынос инженерных сетей из пятна застройки и организацию пересадок, реализуют городские структуры, как в случае «Мосинжпроекта». А уже для реализации программы в коммерческой части привлекаются инвесторы. Это помогает максимально сократить затраты городского бюджета на строительство технологической части.

Те проекты ТПУ, в которых коммерческая часть неотделима от технологической, мы будем возводить собственными силами. Остальные проекты выставляются на электронные торги на площадке Департамента по конкурентной политике Москвы. После ознакомления с документацией потенциальный инвестор подает заявку со своим стоимостным предложением. В единый день вскрываются конверты с заявками и на основании поданных документов определяется победитель. Им становится тот, кто выполнил все юридические условия конкурса и предложил наибольшую сумму. 

В столице уже накоплен опыт по привлечению частных инвестиций в строительство ТПУ. Сейчас инвесторы привлечены к реализации 14 проектов, 13 из них подготовили к торгам специалисты «Мосинжпроекта». Их суммарная стоимость составила порядка 3 млрд рублей. 

Фактически половину успеха с точки зрения будущей реализации проекта транспортно-пересадочного узла определяет локация. В частности, за некоторые лоты, например ТПУ «Фонвизинская», 1-й этап ТПУ «Павелецкая», ТПУ «Парк Победы», 2-й этап ТПУ «Технопарк», развернулась нешуточная борьба. К слову, та часть проекта узла «Технопарк», в рамках которой возведут жилой комплекс, стала самым востребованным лотом. На этот объект претендовали сразу шесть компаний. Победитель торгов предложил сумму в восемь раз больше стартовой. 


о сайте