История военного знамени в разные эпохи

17-сен, 01;27 HERALDRY 17

История военного знамени в разные эпохи

Если обратиться к исторической трактовке геральдического описания змамен, то поражает впечатляющее разнообразие терминов, относящихся к сфере инсигний, которые для удобства обычно именуют «знаменем», что является термином насколько общим, настолько и неточным. Академия делла Круска (1582 г. - Примеч. науч.ред.) с забавной тавтологией определяет «инсигнию» как «знамя», что является ошибочным, поскольку знамя всегда выполняется из материи, и в основе своей - это римский «vexillum», то есть небольшой «velum», в то время как инсигния, строго говоря - это «signum», знак, то есть какой-то предмет, служащий для различения или обозначения народа, воинского контингента, государственного учреждения, корпорации и т. д.

  1. Во-первых, можно было бы вспомнить всевозможные лабарумы, хоругви, орифламму, штандарты, стяги, вымпелы и проч., поскольку разновидностей знамен, обозначающих и отличающих ячейки любого социального целого, чрезвычайно много.
  2. Во-вторых, следует учитывать исторический и этнический контекст, поскольку только так можно правильно определить и оценить значение и понять отдаленные причины, повлиявшие на формирование важных общественных фигур, как, например, фигура гонфалоньера (буквальный перевод - знаменосца, точнее, хоругвеносца.

история военного знамени в разные эпохи

История военного знамени Италии

Однако в средневековой Италии этот термин обозначал значительно более высокий статус начальника городского ополчения или главы магистрата. -Примеч. науч.ред.). Мир кавалерии Средневековья предстает менее серым во многом благодаря тем многоцветным и многообразным инсигниям, выполнявшимся из ткани, каждое из которых имело свое название и значение. Не менее важны и процессы, предшествовавшие тому героическому периоду, и их уяснение необходимо для освещения отдельных традиций в геральдике, прежде всего, какие страны вышли в этом на первые роли.

Римский вексиллюм (vexillum) квадратной формы и пурпурного или алого цвета имел номер легиона и когорты; он натягивался на палку которую в горизонтальном положении привязывали к копью. Полковые знамена европейских войск VIII—IX веков не сильно от них отличались, за исключением вертикального расположения. Лабарум (labarum) первоначально был окровавленной одеждой врага. Император Константин Великий преобразовал его в императорский богато украшенный стяг, а вот у франков с эпохи Меровингов особо чтимой инсигнией была другого рода одежда - синий плащ Святого Мартина.

История военного знамени средневековой Франции

История Франции особо показательна для понимания истоков знамен с точки зрения их цветов, формы и самой терминологии: реликвия, какой считался плащ Святого Мартина Турского, хранилась в ящике под названием «chape» (крышка, мантия), за ее сохранность отвечали «chapelains» (капелланы), которые заботились о знамени во время военных походов. Если ситуация складывалась критическая или опасная, ящик с реликвией оставляли в королевском дворце или аббатстве Сен-Мартен, заменяя ее синим стягом; как это и происходит при метонимических заменах, это знамя получило известность как «мантия Святого Мартина».

Плащ Святого Мартина

Право быть знаменосцем принадлежало графу Анжуйскому, великому сенешалю Франции по статусу, географически связанному с Туром; по этой причине синий цвет был взят домом Анжу для собственного герба - с добавлением золотых лилий. Другое знамя, красная орифламма, хранилось в аббатстве Сен-Дени, и его также брали в сражение. Знаменосцами выступали графы Вексенские - их земли в 1126 году вошли в королевский домен, и Людовик VII Толстый (король с 1137) сделал эту орифламму национальной инсигнией.

Людовик IX основополжник королевского стяга

Собственно королевский стяг, который появлялся на поле боя, когда сражением командовал лично король, появился при Людовике IX: квадратной формы и с синим полем, усеянным золотыми лилиями, которое получило в геральдике обозначение «старинного французского».
Наконец, при первом короле династии Бурбонов, Генрихе IV, было даровано белое знамя кавалерии, но и оно, начиная со времен Людовика XII, развертывалось на поле боя только в случаях присутствия короля, то есть оно не было знаменем главнокомандующих, а в 1661 году Людовик XIV взял его себе в качестве личного штандарта.
Так что все становится понятным, если вспомнить, что первоначальный герб Бурбонов был рассеченным синим и красным, а знамя Французской Республики с самого начала было трижды разделено столбообразно на синее, белое и красное поля, и все три цвета имели «династическое» прошлое!

В то время как французы, точнее, их монархи, серьезно занимались ограничением могущества феодалов, вассалов короля, объединяя их земли в единое государство, в Италии все больше крепчал ветер независимости, отгоняя дальше к горизонту тяжелые тучи власти германских императоров, дабы дать просвет лучам идеи античного полиса, которая обновилась в реалиях.

Герб города Вюрцбурга

Герб города Вюрцбурга (Гессен-Нассау)
«В черном поле серебряное копье перевязью справа с четверочастным знаменем, красным и золотым»

Герб города Тюбингена

Герб города Тюбингена (Вюртемберг)
«В золотом поле красная хоругвь с бахромой цвета поля»

Родовой герб фамилии Гонфалоньери

Родовой герб фамилии Гонфалоньери (Милан)
«В красном поле серебряное знамя на турнирном копье перевязью справа»

Герб провинции Овернь

Герб провинции Овернь (Франция)
«В золотом поле красная хоругвь с зеленой бахромой»

Родовой герб фамилии Корвайя

Родовой герб фамилии Корвайя (Энна, происх. из Пизы)
«В серебряном поле красный штандарт на черном копье, расположенном перевязью справа»

Орифламма

Орифламма

 

 


о сайте