Значение повозки в геральдике

16-сен, 22;50 HERALDRY 25


Изображение:

Флорентийская процессия XIV века на гравюре 1845 года. Проникнутое отчетливо романтическим духом, изображение воспроизводит в общих чертах историческую реальность: «Флорентийский народ имеет белое знамя с алым крестом. Такой герб был принят в 1292 году в бытность Джано делла Белла...» (Джинанни)


Знаком городской коммуны было большое полотнище под названием «velum», прикрепленное к горизонтальной перекладине, подобно орифламме, с эмблемой города; это знамя называли «гонфалон»: слово происходило от франконского «gund fane», что означало «боевое облачение».


Это германское происхождение подтверждает, что итальянские коммуны были мятежными отпрысками заальпийской империи, а обычай выступать в военный поход и сражение под знаком своего города очень напоминал использование французами «мантии Святого Мартина» и орифламмы; городское знамя водружали на повозку, охраняемую почетными гражданами, которых выбирали сообразно заслугам и патриотизму, приносившими клятву умереть, но не позволить знамени попасть в руки врага: отсюда становится понятно, что, кроме немецких корней слова «гонфалон», так же и повозка коммуны, «carroccio comunale», следует франкогерманской военной традиции.


Примечателен также факт, что при смене позиции с горизонтального положения на вертикальное, произошедшей за несколько веков, само коммунальное знамя осталось, напротив, без изменений, будучи свидетелем итальянского индивидуализма.

Что касается повозки, то источниками подтверждается, что первой и самой знаменитой была миланская -данный «проект» разработал архиепископ Ариберто да Антимьяно, и назначение ее заключалось в противостоянии местной знати; далее появляются сообщения, что многие другие города обзавелись собственными подобными повозками: Флоренция, Кремона, Парма, Павия, Падуя...
Даже император Фридрих II, уразумев ее значение, приказал соорудить такую же повозку, чтобы воевать с нею против сарацин (но она уже двигалась не по земле, влекомая быками, а была водружена на слона).

Значение повозки в психологии

Значение повозки - с точки зрения тактики и психологии - хорошо описал неизвестный редактор издания 1845 года «Magazzino Pittorico Universale»: «Повозка воспринимается как самый священный объект на поле брани, ее направляют самые сильные, вокруг нее сплачиваются, напрягая все силы, чтобы суметь ее защитить. Миланцы в 1234 году учредили для ее сохранения Братство Смелых, члены которого в день битвы при Леньяно образовали Содружество Смерти, которому и была доверена охрана священной повозки, что означало защиту неприкосновенности городских свобод; потерять их было немыслимо, так что в те времена войны беспорядочной и нередко бесчестной лучшего инструмента единения нельзя было и найти...».


В самом деле, благодаря «тяжелому ходу повозки, влекомой запряженными в нее быками, отступление становилось медленным и неспешным, а бегство невозможным, не говоря уже о том, что и постыдным».

Посмотрим на гравюру, где изображены три высших должностных лица городской коммуны - синдик, подеста и гонфалоньер, причем только последний выполнял двойную функцию, гражданскую и военную, тогда как первый представлял «защиту коммуны», а второй - «наделение законной властью».


В землях Германской империи аналогичные функции закреплялись за бургомистром, и само это слово точно отражало функциональную суть - городской магистрат выполнял, прежде всего, административную роль.


о сайте