Дерево в геральдике

11-июл, 04;08 Admin 1 487
Фруктовые деревья в геральдике и их плоды в гербах представлены не столь выразительно, но по ним иногда можно проследить (см. герб Перуцци) историю экономического кризиса и последовавшие за ним семейные трагедии. Истории не только семьи Перуцци, но и множества других подтверждают мысль о том, что фрукты в основном использовались в «говорящих» гербах: Перилло, Перуцци, Перондоли (груши), Персикетти, де Персию (персик), Моро (плоды тутового дерева).

Геральдисты не забыли каждому дереву и плоду приписать определенный смысл. Так, в труде Джинанни читаем, что груша «указывает на благодетельного правителя и отца семейства»; тем же свойством обладает и яблоня, но плюс к тому она добавляет «опасную красоту». Персиковое дерево в геральдике и персик свидетельствуют о «важном секрете и верном молчании». Апельсиновое дерево в геральдике и его плоды — знак «успешного завершения, славного начинания и прочной надежды». Прекрасным примером нелогичности может служить тот же апельсин, который, будучи золотым в серебряном поле, «представляет постоянные благородные размышления о достижении свободы».

Значение деревьев в геральдике


Гранатовое дерево в геральдике и плоды этого дерева (гранаты), по мнению того же автора, имеют, опять же, весьма противоречивое значение. Гранатовое дерево в геральдике есть символ «искренности, щедрости, согласия и союза, великодушного сердца», золотое же в синем поле символизирует «суровую тайну, скрытую в верном и благоразумном сердце».
Дерево в геральдике
Родовой герб фамилии Финокьетти (Пиза, происх. из Аннеси) «В синем поле три шестиконечные золотых звезды (2, 1), поддерживающие черного двуглавого орла, сопровождаемые в оконечности тремя золотыми гранатами с красными зернами»

Плоды же граната означают «союз различных народов под сенью единой религии»; наиболее известным примером из «говорящих» гербов является герб Гранады, последнего оплота арабского завоевания Испании (см. герб Аугсбурга, в котором герб Гранады помещен в четырнадцатом поле).

Плодам айвы («котоньо», ит.,) приписываются такие замечательные качества, как «великие героические свершения, скрытая добродетель и искренняя любовь». Изображения айвы достаточно известны, так как они украшают герб знаменитой фамилии Сфорца, род которых происходит из Котиньолы.

Родовой герб фамилии Сфорца (Милан)
«В синем поле золотой лев с красными языком и вооружениями, держащий в лапах ветку айвы с зелеными листьями»


Лимон, иногда встречающийся в «говорящих» гербах, в трудах геральдистов не описывается. Бергамот, напротив, описан достаточно подробно, он «демонстрирует храбрые деяния, славу побед, мудрость, надежную защиту, верную дружбу и незапятнанную девственность». Золотой в синем поле, он означает «увеличение славы благодаря гуманитарным занятиям».

Родовой герб фамилии Лаломия (Каникатти) «В зеленом поле пять золотых лимонов с зелеными листьями, расположенных внутренней каймой (2, 2, 1)»

Смоковница, или фиговое дерево в геральдике трактуется без той антипатии, что характерна для евангелистов. Смоковница является «символом долгой и спокойной жизни, больших доходов, тем больших, чем старше человек; также означает осторожность и зрелый ум».

В геральдике одинаково называются как ягоды тутового дерева (шелковицы), так и ягоды ежевики. Первые являются символом осторожности (потому что «поздно идут в рост»), вторые, из-за наличия колючек, считаются признаком «мучений и дерзости».

Зерновые в геральдике


По сравнению с величественными дубами, победоносными лаврами и знаковыми фруктовыми деревьями, казалось бы, зерновые растения должны символологически быть где-то на третьем плане. Но нет, пшеница — ровесница человеческой цивилизации — пользуется большим уважением в геральдике как символ «удачных сделок, милостыни, благодарности и законного дохода». Колосья пшеницы (а также и других зерновых, таких как овес, просо и т. д.) в геральдике встречаются очень часто. Они представлены в виде как отдельных колосьев, так и небольших пучков или связанных снопов.

Снопы наиболее часто встречаются в английских и французских гербах, являя собой символы «изобилия, сдержанности и феодальных повинностей». Золотые колосья в синем поле символизируют, по Джинанни, «здравый смысл добродетельного человека и осторожность, которая никогда не удаляется от божественных наставлений». Кроллаланца описывает их значение как «мир» — один из немногих случаев непротиворечивого описания символов в геральдике. Второй автор, хотя и не специально (он просто цитирует строки из Тибулла), намекает на страшные бедствия былых времен: первым признаком военных действий являются вытоптанные или сожженные посевы.

Просо, хотя не является важным сельскохозяйственным растением, в геральдике означает «успешное завершение дела с приобретением богатства», а если оно золотое в синем поле, то «означает сохранение общественного добра, опирающееся на собственное богатство и собственную добродетель», что является редчайшим сочетанием цветов (если не относится к нижеприведенным «говорящим» гербам). Символика сохранения заимствована из народных поверий, где просу приписываются охранительные силы, способные предотвращать потери.

Изображения овса встречаются крайне редко, отдельные колосья овса и снопы означают «слишком опасное и трудное предприятие». Что касается ячменя и ржи, то им не приписывают особых символических значений, однако колосья этих культур встречаются во французских гербах.

Геральдика реабилитировала презренный пырей, превратив его в символ «прочности любви и любовь к родине» в память о «венке освобождения от осады», что был присуждаем римлянами полководцу, который сумел заставить неприятеля снять осаду (с города; в его окрестностях и были собраны растения, из которых изготовлен почетный венок).

о сайте