Элементы Воздух и Огонь

24-ноя, 11;44 Admin 1 808
Элементы Воздух и Огонь


Геральдисты прошлого, в частности Джинанни, объединяли геральдические фигуры в группы, причем некоторые из них были рационально однородные, вроде "цветов", "деревьев" и проч., однако иные удивительно разнородные - например:

"Из элементов: смотри огонь, сфера огненная, светильник, факел, море, поток капля, слеза, земля, гора, скала, камень кремень, остров", — вместо привычных и ожидаемых нами четырех классических "воздух, вода, земля и огонь", каждый из которых весьма богат символическими пластами значений, отражаемых и в структуре герба.

Отдавая дань классификации "rerum naturae" ("по природным вещам"), которой продолжали следовать и в Средние века, автор счел необходимым объединить в этом разделе геральдическую иконографию Воздуха и Огня: первую группу составляет такое атмосферное явление, как ветер, вторую — пламя земного и небесного происхождения; далее же речь пойдет о Земле и Воде с их живыми формами.

Поскольку ветер можно ощущать, но нельзя видеть, в геральдике принято изображать его в виде "дующих глав", названных также "Бореем" (см. "говорящий" герб Бореа д'Ольмо). Как борей, так и "аквилон" является сильным северным ветром, его можно встретить в некоторых гербах в той же форме; однако оба они более чем географическую сторону света обозначают силу и страсть; на щитах же гербов обычно изображаются природные жертвы: деревья и облака.

После ветра и дождя, хотя бы даже чреватых молниями, знаком гневающихся небес, в природе наступает успокоение (представителями рода человеческого также именуемое "покоем"), изображаемое с давних пор "радугой", или "небесной аркой", в геральдике обозначаемой перевязью или поясом в три и более цветов, которые не описываются в случае, если их четыре: золотой, красный, зеленый и серебряный. Изредка встречается радуга естественного цвета, то есть семи природных цветов — красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового.

Мифология сделала из радуги вестницу мира среди богов, воцаряемого с возвращением Солнца, "символа божественной благодати, провидения, веры, добросердечия, предупредительности, ясности духа, мудрости и великодушия"; не стоит добавлять, что "говорящие" гербы встречаются здесь во всех языках.

В геральдике соблюдается большая строгость в изображении Солнца и блазонировании: оно должно быть золотым, "с ликом" (с человеческим лицом, по аналогии с Луной), с шестнадцатью лучами, в чередовании прямыми и волнистыми. В форме и количестве лучей могут быть вариации, что требует своего описания; когда лик отсутствует и цвет диска и лучей один и тот же, это блазонируется как "тень солнца". Его нормальное расположение — в сердце щита; солнце может быть "восходящим" или "рождающимся" (появляясь из правого угла подножия), или же "заходящим" (из противоположного угла) и даже горизонтальным (из углов главы, правого и левого).

Если Солнце — это огонь небесный, то огонь земной передается в геральдике языками пламени, частота которых также имеет свое значение: они воплощают совершенные качества: "любовь, честность, веру, заслуженную славу и блеск имени". В гораздо более простом варианте это башни, город, деревья и т. д., которые блазонируются как "объятые пламенем (такого-то цвета...)". Свет трех золотых языков пламени, сияющих в синем поле герба Вольтера, не может быть ничем иным, как светочами Разума.

о сайте