Изображения животных на гербах - лев

20-май, 17;28 Heraldry 1 002
Изображения животных на гербах - лев

Герб с изображением льва - провинция Лимбург (Нидерланды)


Мир геральдики: изображения животных в геральдике - лев
Сильный, дерзкий и прежде всего жестокий: какой иной, более выразительный символ могли бы еще найти себе воинственные династии или сознающие свою силу города и страны? "Hic sunt leones" ("здесь обитают львы"), — говорили древние о неосвоенных землях; "cave leones", "ямы со львами" — должны были гласить турнирные щиты с изображением льва.

Те первые геральдические львы в действительности своим робким нравом не внушали такой уж сильный страх: тем не менее они были символами суровых, воинственных родов, и в их коммуникативной функции упор делался не на форму, а на сообщение. Как справедливо писал Гурдон де Женуйяк, "с приходом XVII столетия костюмы сменились, сражающиеся стали придворными, и даже львы на их гербах претерпели сходные превращения. В иные времена их густую гриву изображали длинной и немного всклокоченной, глаза были налиты кровью, лапы снабжены хорошо наточенными когтями: в XVII и XVIII веках голова у льва покрывается великолепной и пышной массой шерсти; хорошо упитанный и тучный, он являет собой превосходный символ мощи и независимости.

Борьбы уже нет: царство передается по наследству, и его широкая морда внушает скорее ощущение величия, нежели свирепости". И в самом деле, достаточно сравнить между собой две пары животных в геральдике, чтобы убедиться в правоте французского знатока геральдики: в более раннем варианте правый щитодержатель — это не бородатый кот, строящий гримасы, а геральдический предок льва, совершенно реалистично показанного в той же позе — противовосстающий с повернутой личиной, но без высунутого языка — на гравюре конца XVIII века, (заметим мимоходом, что в обоих случаях величавость льва как животного используется ради величия человеческого — присмотримся к функции щитодержания, которая перед любым двуногим существом ставит сходную задачу).

Стоит подчеркнуть, хотя это личное мнение автора, что чрезмерная реалистичность на самом деле не соответствует геральдическому изображению, которое обязательно должно быть окутано некоей атмосферой ирреальности, как это свойственно науке, сделавшей аллегорию своим главным средством выражения. Как это ни странно, кажется, лучшие геральдические изображения львов — это те, что были сделаны в недавние эпохи, но в античном духе, что характерно в целом для гербов континентальной Европы: более украшенные и более "свирепые" на северных гербах и немного более оголенные, но не менее горделивые — в гербах стран романской группы (II).

Первая поза, приписываемая льву, отражает не только роль животных в геральдической символике, но и язык блазонирования, в котором находят воплощение некоторые из так называемых геральдических законов: "Животных надлежит ставить в позе наиболее благородной и наиболее соответствующей их природе — передняя правая лапа животных шествующих или восстающих должна всегда идти перед левой. Животные должны принимать, за некоторыми исключениями, повороты вправо".

Каждая одушевленная фигура теперь должна обрести собственные характерные атрибуты. Обычная поза льва (она, однако, не настолько геральдического свойства, чтобы не иметь противостоящей вертикали в виде какогото предмета, как видно по примерам, приведенным на соседней странице) — это поза "восстающего": опирающийся на левую заднюю лапу, правая приподнята, правая передняя поднята вертикально, левая чуть ниже, голова в профиль, пасть открыта, язык трепещущий, когти хорошо видны, что же касается хвоста, то с анатомической точки зрения мы увидим их большое разнообразие. Данная поза может частично изменяться, когда голова поворачивается фронтально (лев "с повернутой личиной") или назад ("с личиной обращенной").

Вариант позы "обращенной" некоторыми знатоками (Бартоло ди Сассоферрато, Кассаннеус, Пьетра Санта) определяется как "уродливый", поскольку подобное появление "в акте бегства", будучи представлено на щите храброго рыцаря, могло внушить неподобающие мысли. Напротив, французы считали эту позу признаком незаконнорожденности, что в благородном обществе служит указанием на благороднейшее, если не королевское, происхождение, а немцы прямо говорят о "признаке благородства и эмблеме имперского брачного союза"; в Италии, действительно, это знак гибеллинов. Наконец, Менетрие утверждал, что львы обращенные обозначают "готовность отдаться на волю случая" — определение довольно двойственное, одинаково подходящее и человеку здравомыслящему, и ренегату. Разумеется, все эти соображения не имеют отношения к случаям со львами "противовосстающими" или "противообращенными".


Мир геральдики - Государственный герб Англии в 14-15 века



Когда лев опирается о землю всеми четырьмя лапами, то это поза "стоящего", и хвост его, как обычно, изогнут или же "вытянутый". Если лев сидит, то это поза "сидящего", но необходимо уточнить положение передних лап: обе или одна на земле, обе подняты, а кроме того, не повернута ли (или обращена) личина (также и в этом случае надо указать, стоят ли лапы на земле или подняты в воздух) и как представлен хвост — вертикально или изогнутым и проходящим под задней частью туловища. Наконец, льва мы можем найти в позах "лежащего" и даже "спящего".

о сайте