Наследственный принцип в геральдике

06-мар, 12;03 Heraldry 36
Наследственный принцип в геральдике


Отличие от китайских и корейских геральдических форм иллюстрируется современными картинами, на которых японские флаги с их контрастными цветами и смелыми рисунками заметно выделяются на фоне искусно расшитых и орнаментированных флагов континентальных армий, которые зачастую были треугольной формы. На корейских флагах также чаще, чем на японских, встречались изображения животных.
Хотя мон’ов было огромное количество, и многие использовались одновременно несколькими семьями, некоторые из них весьма ревностно оберегались и передавались от отца к сыну, подобно тому, как это делалось в Европе. В 1650 г. некто Кюан опубликовал книгу, называвшуюся О-уми дзируси, в которой описывались геральдические знаки самых выдающихся семей того времени. Поскольку во главе тех семей стояли сыновья или внуки даймё, которые воевали в период Сэнгоку и чья геральдика была зафиксирована, книга Кюана дает возможность проследить за тем, как мон’ы или другие геральдические знаки передавались по наследству. (Кроме передачи по наследству, мон’ы иногда жаловали верным вассалам в качестве признания их заслуг.)

Передача геральдического знака по наследству в Японии не сопровождалась такими сложностями, как в европейской геральдике, с ее традицией последовательного деления щитов на четыре половины. В большинстве случаев мон просто передавался от одного поколения к другому в неизменном виде. Единственное, что могло меняться, — это цвет поля флага, на котором изображался мон, но и этот аспект ни в коем случае не регламентировался. Только основной элемент идентификации, мон, оставался неприкосновенным в красочном и ярком мире самурайской геральдики.

Геральдика самурайских армий для создателей военных игр и моделистов


Создателям военных игр и моделистам могут оказаться полезными нижеследующие замечания, касающиеся правильного использования представленных в этой книге описаний и иллюстраций при художественном оформлении моделей.
Несмотря на огромные пробелы в первоисточниках, вполне можно представить себе, как выглядела самурайская армия периода Сэнгоку, если знать, какие тогда использовались мон’ы и (в определенных случаях) другие геральдические формы, представленные на детальных иллюстрациях в О-Ума Дзируси. Я попытался включить в эту книгу как можно большее количество черно-белых рисунков и цветных иллюстраций. Поскольку в оригинале показана геральдика 220 различных семей, мне приходилось выбирать. Поэтому я пропустил те из них, которые не поддавались идентификации или вошли в другие мои книги. Поэтому здесь я отдаю предпочтение оригинальным иллюстрациям, а не тем, которые основываются лишь на описаниях.

Великая ценность О-Ума Дзируси заключается именно в подлинности ее иллюстраций. Хотя она была написана до 1650 г., но представленные в ней модели флагов вполне обоснованно можно экстраполировать на одно, по крайней мере, поколение назад.
Легче всего поддаются моделированию армии периода Войны Гэмпэй с их простыми хата дзируси. Красочные доспехи с узорами, образованными шнуровкой отдельных пластинок, не несли в себе никакого геральдического смысла, хотя знатные воины предпочитали доспехи красного цвета. С появлением содэ дзируси и каса дзируси доспехи приобретают некоторое единообразие, свойственное армейской униформе, однако по-настоящему унификация боевой экипировки и костюма самурая начинается лишь в период Сэнгоку.

При моделировании полевой ставки 16 в. удостоверьтесь, что у вашего даймё имеются о-ума дзируси, ко-ума дзируси и любые другие известные флаги. Большинство этих флагов представлены на иллюстрациях в О-Ума Дзируси, которые, однако, грешат некоторой вычурностью, поэтому следуйте моим описаниям. Имеется также описание шлема даймё, поэтому изготовьте модель асигару, который его несет, и не забудьте про барабанщиков и горнистов. Окружающие ставку полевые ширмы должны нести мон даймё.
Описания флагов в О-Ума Дзируси обычно дополняются детальными описаниями так называемых бан сасимоно, то есть стандартных моделей сасимоно. На всех сасимоно обычно изображался мон даймё, а отдельные подразделения внутри войска различались по цвету их полей. Наиболее распространены были флаги пяти цветов — красного, синего, желтого, черного и белого. Сложности возникали, когда отдельными подразделениями армии командовали военачальники, которые, кроме мон’’а главнокомандующего, использовали и свои геральдические знаки. "Двадцать четыре генерала" Такэда Сингэна, которые были членами семьи, использовали фамильный мон, но во многих случаях различия между членами семьи, наследственными вассалами и союзниками были очевидными. Так, самураи Ии сражались при Сэкигахара под собственными знаменами, а не Токугава. Более подробные сведения на этот счет представлены в моей книге "Ashigaru 1467—1649" (Асигару: 1467—1649).

В большинстве случаев гонцов из иукай бан можно было узнать по разноцветной хоро или сасимоно. Иногда рядовые пехотинцы носили крепившийся сзади к доспехам флаг с опознавательным знаком и почти все носили изображение мон'а на грудной пластине доспехов. Обычно в армии было очень много знаменосцев, носивших нобори. Если точно не знаете, каким был конкретный нобори, нарисуйте мон в верхней части высокого белого флага, и не ошибетесь.

Из геральдики некоторых кланов, активных в период с начала до середины 16 в., нам зачастую известен лишь ./ион; особенно это касается кланов, которые подверглись тотальному уничтожению в междоусобицах периода Сэнгоку В качестве примера можно привести Касахара Киёсигэ, чей мон представлен на цветной иллюстрации С8; его семья была полностью истреблена Такэда Сингэном. В таких случаях мон вполне может послужить основой для художественного оформления целой армии. Сделайте ума дзируси в виде большого прямоугольного флага с геральдическим знаком. Нобори должен иметь или один мон в верхней части поля, или три, расположенных по вертикали.

Настоящая самурайская армия должна характеризоваться большим количеством нобори, а самураи должны обязательно носить сасимоно с соответствующими знаками. Отдельные подразделения внутри войска могут иметь дополнительные знаки различия. Так, отдельные отряды Касахара различались количеством черных или белых лент на древке флага, цвет которого никогда не менялся. В иных случаях отдельные отряды отличались цветами своих флагов, которые во всем остальном могли быть совершенно идентичными. На грудной пластине своих доспехов асигару носили мон, а на голове — шлем дзингаса.

о сайте