Геральдика асигару

05-мар, 12;10 Heraldry 939
Геральдика асигару


Знаменосцами зачастую становились рядовые асигару, не имевшие фамилий. Но истинный героизм, с которым они защищали или даже отбивали у врага захваченные ума дзируси своего господина, способствовал их стремительному продвижению по служебной лестнице. Таким же образом для самурая взятие в качестве трофея головы чужого знаменосца приравнивалось к обезглавливанию вражеского командира высокого ранга. Мэндзю Иэтора, знаменосец Сибата Кацуиэ, рискуя жизнью, отбил у врагов захваченный ими штандарт Сибата — большой позолоченный гохэй. Во время корейской кампании в 1597 г. под Ульсаном Сисидо Бидзэн-но ками потерял свой штандарт в виде белого лебедя, а затем потерял свою жизнь, пытаясь отбить его у китайцев. В другом бою знаменосец Укита потерпел позор, позволив "выбить штандарт из своих рук".

Оружейные мастера, производившие доспехи для рядовых асигару, придерживались наиболее строгих правил в отношении всего, что касалось размещения геральдических знаков. С 1560 г. асигару начали носить так называемые "одолженные доспехи", представлявшие собой обычно простые окэгава-до. Эти кирасы состояли из ряда склепанных вместе горизонтальных металлических пластин, образующих грудную и спинную секции. На покрытую лаком, слегка ребристую поверхность грудной пластины почти всегда наносился через трафарет опознавательный знак — обычно это был мон даймё. Некоторые источники утверждают, что мон наносился также и на спинную пластину, но автор этих строк таких примеров не знает.

В большинстве случаев этими знаками были мон’ы, которые использовались в геральдических целях, однако существовали и другие любопытные альтернативы. Во время корейской кампании некоторые люди Като Киёмаса носили доспехи с нанесенным лаком изречением Нитирэна на грудных пластинах, о чем с гордостью сообщает хроникер, описывающий операцию самураев в Маньчжурии.
Иногда (но не всегда) вместо опознавательного сасимоно асигару носили два или три флажка, которые крепились сзади к их простым "казенным доспехам". Некоторые даймё даже облачали своих воинов в доспехи одинакового цвета и стиля; самый известный пример — знаменитый "красный полк" самурайского дома Ии.

Религиозные символы и образы охотно заимствовались самурайскими кланами в качестве фамильных мон’ов. Сакакибара использовали буддистское "колесо закона" — хорин, а Хатисука и Цугару приняли в этом качестве свастику — древнейшую буддистскую эмблему. Знак томоэ ("запятая"), традиционно обозначавший священные императорские сокровища, также появляется в различных комбинациях на различных мон’ах, таких как мон Кобаякава Такакагэ в виде двух томоэ, образующих знаменитую форму инь—ян.
Предок семьи Нарита, как говорят, поел риса из жертвенной чаши в храме, после чего одержал победу. Поэтому он принял мон в виде рисовой чаши, перечеркнутой двумя палочками для еды — знак, который в стилизованной форме появится в геральдике нескольких других самурайских кланов, включая семью Нитта Ёсисада, который в 1333 г. захватил Камакура. Клан Тории использовал мон в виде тории, священных ворот синтоистского храма — пример геральдического каламбура. Мон’ом Татибана Мунэсигэ был мамори (храмовый амулет).

Стоит отметить, что знамена, под которыми сражались во время Войны Гэмпэй, с начертанными на них воззваниями к синтоистским божествам, таким как Хатиман Дай Босацу, оставались популярными на протяжении всего периода Сэнгоку, три или четыре века спустя.
Как уже отмечалось, некоторые даймё переносили буддистские и синтоистские темы и образы на свои ума дзируси. Как Такэда Сингэн, так и Уэсуги Кэнсин начинали свой жизненный путь с пострижения в монахи, что нашло, разумеется, отражение в их геральдике. "Миряне" даймё также не чурались религиозных мотивов. Токугава Иэсу с гордостью носил хата дзируси, на котором был начертан девиз "Отрекись от этого грязного мира и обретешь Чистую Землю", принадлежавший буддистской секте Дзёдо. Маэда Тосииэ принадлежал флаг, на котором был изображен Сёки, мифологический истребитель демонов, а многие флаги отображали имена храмовых божеств Исэ и Касугэ.

о сайте