Элитные самураи и хоро

04-мар, 09;07 Heraldry 36
Элитные самураи и хоро


Помимо штандартов даймё, не менее живописную картину на поле сражения представляли знатные воины, носившие хоро. Это был еще один атрибут военного снаряжения, выполнявший функцию опознавательного знака и состоявший из накидки, натянутой на прутяной каркас. Во время скачки хоро надувалась ветром и превращалась в заметный издали воздушный пузырь, по которому во всаднике легко узнавали одного из телохранителей даймё. В Хосокава Юсай Обо-эгаки упоминается о специфическом применении хоро и сасимоно: "Сняв голову с воина, носившего хоро, заверните ее в шелковую накидку хоро, а если это голова простого воина, заверните ее в шелковый сасимоно". Эти слова наводят на мысль, что воины, носившие хоро, имели особый статус.
Члены элитного цукай бан’а (отряда гонцов), выполнявшие на поле боя функции адъютантов командующего и потому нуждавшиеся в мгновенной идентификации, надевали либо очень яркую хоро, либо носили очень большой сасимоно, либо то и другое вместе. Хоро могла окрашиваться в очень яркий цвет, на фоне которого изображался мон даймё, или в несколько цветов. Вместо хоро, гонцы Такэда Сингэна носили сасимоно с подходящим для них мон’ом в виде сороконожки. Цукай Токугава Иэясу носили сасимоно с иероглифом го (цифра "5") — мистическое число, ассоциировавшееся с богом Фудо.

ЗНАМЕНОСЦЫ В БОЮ
В Мэйтоку-ки приводится следующий исторический анекдот, относящийся ко времени окончания Войн Намбокутё (1380 гг.), когда между Акамацу Ёсинори (1358—1427), сыном Норисукэ, и Ямана Удзикиё (1345-1392) произошел вооруженный конфликт:
"Знаменосец Кадзуса-но сукэ (Акамацу Ёсинори) направил своего коня в скопление врагов и, взяв знамя за древко, стал яростно рубить мечом вокруг себя; потом поскакал к знаменосцу Осю (Ямана Удзикиё) и столкнулся с ним. Оба они закололи друг друга, и оба геройски погибли".
В другом описании, относящемся к периоду Войн Намбокутё, рассказывается о знаменосце, раненном в лицо брошенным со стены замка камнем. Большое количество подобных случаев, приводящихся в хрониках, свидетельствует о том, что знаменосцы всегда и везде находились на передней линии фронта.
В двух случаях, по крайней мере, знаменосцы удостаивались почестей за совершение высшего по самурайским понятиям подвига, а именно, если первыми вступали в битву. При взятии замка такой подвиг классифицировался как итибан нори ("первый, кто поднялся"), и доказательством его могло служить даже простое перебрасывание флага через стену осажденного замка!
Первый случай произошел в Корее в 1593 г. во время осады Чин-джу. Конкуренция была настолько острой, что между самураями даже вспыхивали нешуточные ссоры, когда они, отталкивая друг друга от штурмовых лестниц, лезли на крепостные стены, чтобы первыми оказаться наверху и прославиться. Отряд Като Киёмаса шел на приступ под белым хата дзируси с начертанным на нем девизом "Наму Мёхо Рэнгэ Кё". Десять храбрых воинов по очереди носили драгоценный флаг Нитирэна, а при Чинджу эта честь выпала Иида Каку-бэю. Увидев, что Гото Мотоцугу, подданный Курода Нагамаса, соперника Като, может первым подняться на стену, Иида перебросил через нее флаг Нитирэна, и таким образом заслужил честь называться "первый, кто поднялся"

Като Киёмаса при Чинджу, 1593


Среди самураев особой славы добивались те, кто первым вступал в сражение. Если целью был вражеский замок, доказательством первенства служили флаги, переброшенные через его стену; известны случаи, когда знаменосцы сначала перебрасывали флаги своего господина через стену, а потом уже следовали самураи. Во время осады в 1593 г. крепости Чинджу в Корее подданные Като Киёмаса (1562—1611) и Курода Нагамаса (1568—1623) оспаривали другу друга честь первыми прорваться в крепость. Знаменосец Киёмаса, Иида Какубэй, бросает "флаг Нитирэна" — старинный хата дзируси с буддистским воззванием "Да здравствует Лотос Божественного Закона" (G1) — через стену. Иида был одним из трех наиболее верных подданных Като, которые по очереди носили флаг своего господина; Иида носил в качестве сасимоно плюмаж из белых перьев, его товарищ Моримото Гэндаю — плюмаж из черных перьев, а Сёбаяси Сюн-дзин — флаг с черным знаком на белом поле.
За Иида следует еще один знаменосец Като (G2) с коума дзируси ("малым штандартом"), состоящим из нобори с мон’сш (синий "глаз змеи") и объемного знака — вроде веера из бумажных "перьев" на позолоченном кольце. Позади знаменосец Курода (G3) тщетно пытается угнаться за фортуной. На фиолетовом нобори Курода — белый мон, а на белом сасимоно знаменосца — мон в виде черного диска.

Такой же случай произошел при нападении на Гифу в 1600 г. Во время первого приступа Икэда Тэрумаса совершил итибан нори, перебросив флаг через стену крепости, к пущему негодованию Фукусима Масанори, который посчитал, что после возобновления атаки один из его людей первым ворвался в замок. Отряду Икэда было приказано снова атаковать, но Фукусима кинулся вслед, и его люди для пущей уверенности стали бросать свои флаги через стену.

Битва при Данноура, 1185


Битва при Данноура, которой завершились Войны Гэмпэй, произошла на море; в легендах говорится, что морские волны были красными от крови убитых и от плавающих в них красных флагов разгромленного клана Тайра, тогда как белые флаги Минамото победно развевались. На изображенных здесь флагах хата дзируси видны мон ’ы — бабочка Тайра (А4) и горечавка Минамото (АЗ). Однако центральный флаг напоминает о малоизвестном отряде воинствующих монахов из храма Кумано, которые сражались под белым стягом Конгододзи, защитника трех храмов Кумано (А1). К знаменосцу Кумано приближается товарищ, чтобы вручить ему флаг из красного шелка (А2) с изображением императорской хризантемы малолетнего императора Антоку, утонувшего во время битвы. Этот флаг развевался сразу над несколькими кораблями Тайра, которые хотели таким образом дезориентировать Минамото, искавших императора. Эмблема в виде коршуна с тремя лапами (А5) — еще один знак воинствующих монахов Кумано.

о сайте