Самурайский шлем

04-мар, 08;11 Heraldry 52
Самурайский шлем


Другая форма геральдической идентификации, получившая развитие в период Сэнгоку, касалась самурайских шлемов. Тенденция к внешнему единообразию и функциональности выразилась к тому времени в стилистике не только самурайских оборонительных доспехов, но и доспехов знатных воинов. В стремлении выделиться из общей массы, высокопоставленные самураи стали носить богатые шлемы, украшенные странными и удивительными гребнями в виде позолоченных рогов, плюмажами из павлиньих перьев, театральными масками, морскими раковинами и тому подобными вещами. Когда командующий корейским флотом адмирал Йи в 1592 г. одержал над японцами победу в морском бою, то среди захваченных им трофеев было множество необычных шлемов, которые Йи в своем отчете правителю описал в самых восторженных выражениях.
Популярным украшением были большие деревянные рога, такие как на шлемах, принадлежавших Токугава Иэясу, Курода Нагамаса и Ямамото Кансукэ и придававших им сходство с мифическими викингами. Были также популярными шлемы в форме придворной шапочки или хвоста сома. Като Киёмаса обладал двумя экземплярами такого шлемы: один был серебряный с изображениями солнечного диска на каждой из сторон, а другой — черного цвета с золотым мон’ом Като "глаз змеи". Маэда Тосииэ носил высокий позолоченный шлем, а его сын — такой же, но только серебряный. Уэсуги Кэнсин носил шлем с тремя масками театра Но на тулье. Простые металлические шлемы увеличивали путем приделывания к ним деревянных каркасов, которые обклеивали папье-маше.
Шлем даймё часто поднимали над полем битвы на острие копья, и в таких случаях он уже играл роль персонального штандарта; однако богато украшенные шлемы носили не только полководцы. Большой популярностью пользовался шлем с конским хвостом вместо гребня. Этому "парику" придавали форму косички, почти неотличимой от человеческой прически — особенно эффективно все выглядело в сочетании с "усатой" защитной маской и грудными пластинами доспехов, выполненными в виде мускулистого человеческого торса.
Шлем был также еще одним атрибутом боевого снаряжения, на котором часто изображался мон. Изображался он обычно на маэдатэ, тонкой металлической пластинке на лобовой части шлема, либо при помощи цветного лака, либо путем насечки. Мон также часто изображался на фукигаэси, "отражателях", располагавшихся по сторонам шлема и предназначенных для защиты от рубящих ударов меча.

о сайте