Сасимоно

03-мар, 14;43 Heraldry 80
Сасимоно

Ширма с картиной битвы при Сидзугатакэ (1583), хранящаяся в музее замка Осака, является богатейшим источником сведений о самурайской геральдике. На этой, правой панели ширмы, изображена финальная стадия битвы. Слева на горе, на заднем плане, видно войско Сибата Кацуиэ, размахивающего красным веером. Справа на заднем плане, где показано войско преследующего врага Хидэё-си, особенно выделяются красный нобори с тремя черными лом’ами Сакума Моримаса. Из долин внизу в горы поднимаются различные подразделения армии Хидэёси.


Большинство сасимоно представляли собой небольшие флажки, похожие на нобори, держащиеся на двух планках, пропущенных через петли на краях полотнища и крепившиеся к кронштейнам сзади доспехов. Таким образом, сасимоно заменил и стал выполнять функции каса дзируси и содэ дзируси, а его относительно большие размеры облегчали процесс идентификации (что имело особенное значение в свете унификации самурайских доспехов, которые носили теперь по всей Японии).
Сасимоно вставлялся в покрытое лаком деревянное гнездо, крепившееся сзади к кирасе при помощи шнура, два конца которого пропускались подмышками и привязывались к металлическим кольцам на грудной пластине кирасы. В рукопашной схватке сасимоно мог очень мешать — на живописной ширме из замка Хиконэ, посвященной летней кампании при Осака в 1615, изображен слуга самурая, держащий сасимоно своего хозяина, занятого в поединке.
На сасимоно обычно размещался фамильный мон даймё, которому служили самураи, что сообщало всему войску некоторое внешнее единообразие, а флаги отдельных подразделений войска отличались друг от друга цветами своих полей. Предпочтение обычно отдавалось пяти "счастливым цветам": красному, синему, желтому, черному и белому. Таким образом, мон в виде трех треугольников появляется на сасимоно "полков пяти цветов" клана Ходзё. Однако поле красного цвета флагов Ии из Хиконэ само по себе являлось более значимым идентификационным признаком, нежели их фамильный мон; соответственно, некоторым самураям Ии дозволялось размещать на сасимоно свой персональные мон или писать на них свои имена золотыми стилизованными буквами. Сасимоно с дополнительными лентами, черного или другого цвета, могли служить для идентификации отдельных подразделений, как это было со старинными деревянными щитами, или даже с написанными на них буквами японской слоговой азбуки — метод, используемый Ходзё для обозначения своих полков.

Накагава - Вада


Отличный образец крепившегося сзади флага, служившего скорее для передачи сообщения или намерений, а не просто для идентификации — на этом флаге написаны имена самурая (Накагава) и его потенциального противника (Вада), которого он ищет, чтобы вызвать на смертельный поединок.


Иногда тенденция к внешнему единообразию одерживала верх. И тогда самурай, который стремился привлечь к себе внимание по какой-либо причине, будь то желание личной мести или вызов на смертельный поединок, мог написать свое имя на простом белом флаге и использовать его в качестве сасимоно.
Существовало огромное количество сасимоно в виде объемных знаков. Плюмажи из перьев, деревянные тыквы и золотые веера встречаются повсюду на живописных ширмах. Небезызвестный Цуд-зи Хикобэй использовал даже в качестве личного сасимоно эма, вариант деревянных молитвенных дощечек из синтоистских храмов. Эма Цудзи был золотым и носил изречение, предположительно, написанное самим Такэда Сингэном: "Кто умеет сражаться, тот не погибнет". Другие кланы использовали золотые диски или гохэй (синтоистские молитвенные жезлы), крепившиеся к тем же древкам, что и флаги сасимоно.
В военных хрониках при описании сражений часто упоминаются флаги сасимоно и их геральдические знаки. Наглядный пример приводится в хронике семьи Курода (Курода Кафу), описывающей взятие Пхеньяна в 1592 г. во время вторжения армий Хидэёси в Корею:
"Их возглавили Гото Мотоцугу, Ёсида Рокуродайфу и Тода Хейд-заэмон, которые помчались на врага. Мотоцугу, на голове его был шлем с гребнем в виде двух золотых ирисов, скакал наперевес с копьем. Рокуродайфу нес сасимоно с журавлем внутри круга, древко которого венчала фигурка медведя. Оба старались обойти друг друга, чтобы оказаться первыми, и оба врезались в ряды неприятелей, нанося во все стороны удары копьями".
Только такие высокопоставленные самураи, как Цудзи или Гото, могли носить сасимоно с персональными мон’ами. Даймё также могли носить сасимоно, если ожидалось, что они могут оказаться в самой гуще битвы — тогда они отказывались от своей традиционной меховой накидки дзинбаори в пользу этого флага, поскольку невозможно было носить одновременно и то и другое. Так, Мацуура Сигэнобу, даймё Хирадо, сражался под персональным сасимоно с мон’ом в виде золотого диска на черном поле. В иных случаях даймё узнавали по штандартам — еще одним нововведением 16 в.

о сайте