Геральдика и армейская организация

03-мар, 13;31 Heraldry 57
Геральдика и армейская организация
Особенно этому способствовало появление огнестрельного оружия, завезенного из Европы после 1543 г. С 1550 г. место аморфных формирований копейщиков и лучников в самурайских армиях начинают занимать хорошо организованные отряды асигару, вооруженных фитильными ружьями, луками или длинными копьями.
Тенденция к становлению регулярных армий и ужесточению контроля над ними находила выражение в воинской геральдике. В реальности, геральдика не просто отображала процесс развития армейской организации, а становилась одним из главных средств идентификации наравне со звуковыми сигналами барабанщиков и горнистов. Более широкое и систематическое применение находят разноцветные флаги с изображенными на них геометрическими фигурами вместо мон’ов, или вместе с ними. Разноцветные флаги используются также для обозначения отдельных подразделений, и теперь для "расшифровки" армейских знамен уже недостаточно было идентификации одних лишь мон’ов.
Геральдика приобретает столь исключительное значение, что с 1550-х гг. все большее число рядовых пехотинцев выходят на поля сражений в роли знаменосцев, участвующих в организации боевых порядков. Из списка личного состава армии Уэсуги Кэн-сина за 1575 г. явствует, что из общего количества в 6871 человек 6200 человек были пехотинцами, 402 из которых являлись знаменосцами, превосходившими своим числом аркебузиров.
Правильной организации боевых порядков и использованию флагов в армиях даймё уделялось столь огромное значение, что на должность хата бугё ("уполномоченного по флагам"), отвечающего за точное размещение всех флагов, штандартов и других опознавательных знаков на полях сражений в соответствии с установленными правилами, назначался самый старший самурай.

Нобори
Геральдика и армейская организация

Существовало множество разновидностей сасимоно — от флажков до объемных знаков. Здесь представлен cacwnono в виде хата дзируси, прикрепленного к поперечине.


Таким образом, количество флагов с мон’ами увеличивалось параллельно с развитием новых типов флагов. Помимо знакомых нам хата дзируси, появляется значительное количество нобори — высоких флагов с узкими полотнищами, верхние и нижние края которых привязывались соответственно к поперечине наверху вертикального древка и к его нижней части, с тем чтобы они не скручивались ветром и могли быть видными в любую погоду. Нобори носили на древке, который держался либо при помощи кожаной петли на поясе знаменосца, либо (если это были очень большие флаги) в специально укрепленном кронштейне на его спине (напоминающий описанный ниже кронштейн сасимоно). Нобори обычно служили для идентификации отдельных подразделений внутри войска или просто для демонстрации военной силы перед лицом врага. На расписанной ширме, изображающей армию Такэда перед битвой при Каванакадзима в 1561 г., показаны две шеренги асигару, несущих только нобори — кажется, этим их функции и ограничивались.

о сайте