Геральдика 15-16 вв. - Приход к власти Даймё

03-мар, 13;16 Heraldry 28
Геральдика 15-16 вв. - Приход к власти Даймё

Наиболее простейший сасимоно представлял собой флажок. На этом рисунке (по Сасама) показывается, как древко его вставляется в крепление на спинной части самурайской кирасы, состоящее из верхней скобы на шарнире и нижней простой скобы. В качестве дополнительного крепления использовался шнур, который петлей захлестывался вокруг древка, после чего его оба конца пропускались подмышками и привязывались к кольцам на грудной пластине.


Даймё были военными феодалами, добившимися власти, авторитета и богатства как за счет своих личных способностей, так и путем политических интриг с вовлечением в них древних кланов. Очень скоро Япония оказалась разделенной на множество воюющих территорий; соперничество между влиятельными региональными кланами и постоянно меняющими свои ориентиры союзниками, переходящее в открытое военное противостояние, заговоры и предательства, продолжалось на протяжении века. Это кровавое столетие вошло в историю Японии под названием Сэнгоку дзидай, или "Период воюющих царств" по аналогии с таким же периодом древней китайской истории.
Дай Босацу, Аматэрасу Дай Дзингу, Сумиёси Дай Мёдзин, Касуга Дай Мёдзин"; в позднем — "Мёми Дай Босацу, Хатиман Дай Босацу, Тэн-дзин" (обожествленный Сугавара Митидзанэ, ставший богом учения).
Оути были в конце концов вытеснены Суэ Харуката, который был истинным приспособленцем даже по отношению к собственной армии. Такие люди представляли другую категорию даймё, поднявшихся на вершины власти по головам своих менее удачливых соперников буквально из ниоткуда. Одним из таких выдающихся авантюристов был Исэ Синкуро, который уничтожил своего даймё и захватил его владения в процессе классического гэкокудзё ("низшие свергают высших").
Некоторые даймё были наследниками старинных родов, но и они должны были меняться вместе с меняющимся временем. Оути Ёситака (1507—51) из Ямагути, который в течение многих лет правил западным побережьем Японского моря, пока не был с большим эффектом вытеснен оттуда Суэ (изгнанных впоследствии Мори), представляет ранний образец даймё периода Сэнгоку с безукоризненной родословной, нашедшей выражение в геральдике. На флаге Оути изображался древний фамильный мон в сопровождении надписи, представляющей собой обращения к ками с перечислением их имен. В раннем варианте упоминались: "Мёми Дай Босацу, Хатиман

Триумф Исэ нашел отражение в его геральдике: он принял родовое имя знаменитого, но к тому времени уже не существующего клана Ходзё из Камакура просто потому, что это было имя прославленного в прошлом рода. Он принял не только родовое имя Ходзё, но также их мон из трех треугольников; и эта узурпированная Исэ, ставшего теперь Ходзё Соуном, эмблема, фигурировала на полях сражений периода Сэнгоку даже чаще, чем это было в период Войн Намбокутё 14 в.
В начале периода Сэнгоку применялись те же способы размещения геральдических знаков самураев, что и прежде, — на боевых знаменах хата дзируси и персональных флажках, крепившихся к доспехам или шлемам. Характер самой войны, которую вели самураи, изменился очень мало, как и самурайское вооружение, состоявшее из лука и меча — единственным новшеством стало появление у пеших воинов, которые не были лучниками, вместо традиционных нагината с изогнутыми лезвиями, прямых копий.


Койдэ Ёситика сражался при Осака (1615) за Току- гава. На его белом нобори (справа) в черном кольце выведена первая буква его имени — ко. Центральный штандарт представляет собой крест искусной работы, а левый сасимоно, который носили самураи, напоминает деревцо с золотыми флажками вместо веток.


Со времен Войны Онин многие даймё, воспользовавшись царящей в государстве неразберихой, стали увеличивать численность своих войск за счет вербовки случайных людей в отряды нерегулярной пехоты. Эти военнослужащие, именовавшиеся асигару ("легкие ноги"), при соблюдении должной дисциплины и твердом руководстве приносили немало
пользы — в противном случае они всегда были готовы поднять мятеж или дезертировать. Недостатка в подобного рода потенциальных наемниках не было, и любой военный федал мог за их счет легко увеличить численность своего войска в десятки раз. Но как только военная кампания подходила к концу, эти люди исчезали так же незаметно, как и появлялись, а когда начиналась следующая междоусобица, они уже могли выступать на стороне другого клана.
Со временем наиболее прозорливые даймё стали понимать, что это грубое воинство принесет больше пользы, если будет служить им на постоянной основе, как это делали их собственные подданные, несколько поколений которых обрабатывали их поля и сражались за их земли. В результате численность армий увеличилась, повысился уровень боевой подготовки. В этих условиях геральдическая идентификация стали приобретать еще большее значение. До середины 16 в. завербованные случайно рядовые пехотинцы не обеспечивались доспехами, а должны были иметь собственные. Первые средства индивидуальной идентификации асигару ограничивались, возможно, наплечными флажками или флажками на шлемах, о которых говорилось выше, а все войско выступало под единым флагом самого даймё. Со временем завербованные асигару стали обеспечиваться простыми окаси гусоку ("заимствованными доспехами")

о сайте