Сёгуны Асикага

03-мар, 10;04 Heraldry 28
Сёгуны Асикага

Акамацу Норисукэ, сын Норимура, использовал знамя с начертанной на нем молитвой к Хатиману.


Асикага вели свое происхождение от Минамото — необходимое условие для кандидатов на пост сёгуна — и утверждали его путем использования геральдического знака в виде призыва к Хатиману Дай Босацу, небесному покровителю Минамото, изображавшемуся на их знаменах. Этот очень древний знак был принят первым самураем, взявшим родовое имя Асикага. Этим самураем был Минамото Ёсикуни (ум.1155), сын Минамото Ёсииэ (1041 — 1108), который поселился в Асикага в провинции Симоцукэ и принял фамилию по названию этого места.
Разумеется, использование призывов к Хатиману в качестве геральдического знака не было исключительной привилегией Асикага — эти призывы были начертаны также на флагах современников Асикага, семьи Акамацу, игравшей значительную роль в общественной и политической жизни Японии, начиная с середины 14 в. и позднее. Акамацу Энсин Норимура (1277—1350) использовал простой хата дзируси с надписью "Хатиман Дай Босацу", располагавшейся над иероглифом "мацу".
В этом знаке первую букву имени Хатиман — ха — образовывали два голубя, точно так же, как в описанном выше знаке Кумагаи Наодзанэ. Сначала Энсин сражался за императора Го-Дайго, но, когда ему отказали в награде, перешел на службу к Асикага и участвовал в битве при Минатогава в 1336 г. Акамацу Норисукэ (1312—1371), сын Энсина, использовал знамя с начертанной на нем тушью молитвой к Хатиману и датой — "Гэнко 2" (1332).
Однако был один геральдический знак, принадлежавший исключительно клану Асикага. Этим знаком был мон в виде кири, стилизованный павлонии, который изначально был императорским гербом, вторым по значимости после императорской хризантемы. Асикага всегда поддерживали северный двор, и мон кири был дарован им первым "северным императором", которому они служили. С годами мон кири стал символизировать императорскую службу, и вслед за падением Асикага в 1568 г. другие полководцы (самым известным из которых был Тоётоми Хидэёси, будущий объединитель Японию, человек незнатного происхождения, исключавшего для него возможность стать сёгуном) начали принимать его в качестве геральдического знака. Однако в течение 14—15 вв. только Асикага использовали мон в виде кири, который обычно изображался черной краской на белых знаменах. Кажется, единственное исключение представляет знак на флаге последнего сёгуна Асикага, Асикага Ёсиаки (1537—1597), состоящий из солнечного диска красного цвета и древнего знака Асикага — призыва к Хатиману.
Живущие в Камакура представители младшей ветви Асикага, ведущие начало от юного сына Асикага Такаудзи и потому лишенные права выдвигать своих кандидатов на должность сёгуна, пользовались тем же мон’ом, что и члены старшей ветви клана. Так, Асикага Сигэудзи (1434—1497) вел на земле Канто долголетнюю междоусобную войну с Асикага Масатомо (1436—1491), братом сёгуна Асикага Ёсимаса (1435—1490). Сигэудзи базировался в городе Кога и титуловался Кога-кубо ("губернатор в Кога"), Их затяжной конфликт совпал по времени с более хорошо известной Войной Онин за Киото. Боевым стягом Асикага Сигэудзи был хата дзируси, отмеченный одновременно изображениями кири и солнечного диска (см. цветную иллюстрацию ВЗ).
Помимо правящего клана во главе с сёгуном, другие кланы также пользовались древними мон’ами, дарованными их предкам, среди которых выделяются Тиба. Тиба Танэнао, скончавшийся в 1455 г., поддерживал Кога-кубо Асикага Сигэудзи, и, когда последний потерпел поражение, совершил самоубийство вместе со своим сыном.


Стяг Танэнао украшал геральдический знак в виде звезды и полумесяца, напоминавший о чудесном спасении их предков за несколько веков до описываемого времени.

о сайте