Геральдика Японии 14-15 веков

03-мар, 09;32 Heraldry 92
Геральдика Японии 14-15 веков

Акамацу Энсин Норимура (1277-1350) использовал простой хата дзируси с надписью "Хатиман Дай Босацу", располагавшейся над иероглифом мацу. В этом знаке первую букву имени Хатиман — ха — снова образовывают два голубя.


Императору Го-Дайго в его попытках реставрации императорской власти активно помогали многие известные самураи, такие как Нитта Ёсисада, который в 1333 г. захватил Камакура. Но мало найдется в японской истории имен столь прославленных, как имя Кусу-ноки Масасигэ, верного вассала императора Го-Дайго, чья безусловная преданность своему господину обернулась гибелью на поле сражения при Минатогава в 1336 г.
Кусуноки не хотел ввязываться в эту битву, но император отклонил его предложение занять оборонительные позиции, и Кусуноки беспрекословно двинулся навстречу своей смерти.
Самоубийство, совершенное Кусуноки при Минатогава, стало высшим проявлением преданности императору, что нашло отражение в его геральдике. Многочисленные живописные свитки и ширмы, сохранившиеся до наших дней, иллюстрируют его подвиги верности, и в большинстве случаев рядом с ним изображается хата дзируси в виде длинного белого флага с мон’ом, представляющим одну из разновидностей знаменитой кикусуи (хризантемы на воде) — см. цветную иллюстрацию В1. Этот геральдический знак, присвоенный ему Го-Дайго, которому он столь преданно служил, обозначал императорскую хризантему, державшуюся на поверхности воды усилиями Кусуноки. Подобное использование императорского мон’а, даже в измененной форме, самураем, не являвшимся членом императорской фамилии, является уникальным в японской истории, и показывает, насколько высоко он ценился. В самом деле, в конце 19 в., в период Мэйдзи, когда происходила реставрация современной императорской власти, Кусуноки Масасигэ был "канонизирован" в качестве человека, олицетворяющего идею преданности императору, и образца для подражания.
На хранящихся в храмах флагах Кусуноки и рисунках того времени изображаются несколько вариантов знака с плавающей хризантемой. Помимо мон’а кикусуй, большинство из них (см. цветную иллюстрацию В2) включают китайские иероглифы хи, ри, хо, кэн, и тэн, объясняющиеся следующим образом. Хи (ошибка) представляет принцип нелогичности; ри — справедливость, хо — закон и кэн — власть. Тэн обозначает путь небес, а все вместе означает, что лишь путем небес можно прийти к победе.
Тот же принцип безусловной поддержки своего господина прочитывается в мон’е Нава Нагатоси, вассала Кусуноки Масасигэ, погибшего в битве за Киото 1336 г. На его флагах был изображен корабль. В соответствии с мон’ом самого Кусуноки (в виде плавающей на воде хризантемы) мон Нава представлял господина (корабль), поддерживаемого вассалом (вода), точно так же как в мон’е Кусуноки вода поддерживала императора (плавающую хризантему).
Примерно к временам Кусуноки относятся и другие лозунги, начертанные тушью на боевых знаменах. Асукэ Дзиро, активный участник Войн Намбокутё, воевал под знаменем с одним из лучших в истории Японии пространным лозунгом, больше похожим на выдержку из автобиографии или перечень заслуг, традиционно оглашаемый самураями перед поединками с достойными соперниками. Вся надпись переводится следующим образом:
"Я родился в семье воинов и возлюбил мужество, подобно юношам былых времен. Моя сила и решительность таковы, что я могу разрубить на куски свирепого тигра. Я изучал путь лука и познал все премудрости войны. Благодаря милости небес, я встречался на поле боя с самыми прославленными соперниками. В возрасте 31 года, невзирая на приступ лихорадки, я прибыл в Ояма, чтобы преследовать важного врага, исполняя долг верности своему господину и не запятнав себя позором. Моя слава прогремит по всему миру и перейдет к моим потомкам, подобно прекрасному цветку. Враги снимут с себя доспехи и станут моими слугами, великого мастера меча. Да будет на то воля Хатимана Дай Босацу! Искренне ваш, Асукэ Дзиро из провинции Микава".
Другой образец пространной надписи представляет знамя Код-зима Сабуро Такатоку. Она выполнена на китайском языке и подписана самим Такатоку, поставившим дату — 1327 г.

о сайте