Геральдика и вторжения монголов

03-мар, 08;25 Heraldry 22
Геральдика и вторжения монголов

Когда Такэдзаки Суэнага приказал расписать для него свиток, чтобы использовать его для обоснования своих притязаний на получение вознаграждения за участие в боевых действиях против монголов, он навсегда вошел в истории самураев. На этом фрагменте свитка изображен пеший воин, несущий хата дзируси, идентифицируемый как персональный флаг Такэдзаки Суэнага, с мон’ом черного цвета в виде трех открытых ромбов с японским иероглифом ёси под ними.


В 12 в. богиня Бэнтэн явилась Ходзё Токимаса на острове Эносима, и, когда она погружалась в море, он заметил, что с ее драконьего хвоста на берег упало несколько чешуек.
В целом 13 в. был сравнительно мирным периодом времени для Японии, если не считать попытки насильственной реставрации императорской власти и драматических событий, связанных с вторжениями монголов. Размещение мон’ов на флагах хата дзируси практиковалось в течение всего этого времени. Есть письменные свидетельства, что в 1219 г. члены клана Ирики из Сацума пользовались изображением омелы в качестве мон’а. Однако графические образы мон’ов появляются впервые на иллюстрациях в Моко Сюрай Экото-ба (Свитка с картинами монгольского вторжения), одного из наиболее важных источников художественных сведений о самурайских армиях.
Этот знаменитый свиток был расписан по указанию Такэдзаки Суэнага, желавшего использовать его для обоснования своих притязаний на получение вознаграждения за участие в боевых действиях против монголов в 1274 г. Помимо ценных иллюстраций костюмов и снаряжения, он включает также несколько превосходных изображений геральдических знаков последней четверти 13 в. Свиток с картинами монгольского вторжения показывает нам, что средством геральдической идентификации тогда выступали боевые флаги, которые носили помощники самурая, конные или пешие.
Большинство этих флагов были белыми, и отличались они друг от друга только изображенными на них мон’ами и надписями, связывавшими их с отдельными самураями — конкретное доказательство того, что к 1270 г. в Японии уже сложилась система идентификации людей при помощи мон’ов. Так, в одном из разделов свитка изображается идущее маршем японское войско со знаменосцем, несущим белый хата дзируси с черным мон’ом в виде двух перьев. В другом месте свитка изображен пеший воин, несущий хата дзируси, идентифицируемый как персональный флаг Такэдзаки Суэнага. Этот флаг был двухцветным: верхние две трети его полотнища были белого цвета, а нижняя треть — темно-синего. В белом поле флага был изображен черный мон, состоящий из трех открытых ромбов с японским иероглифом ёси под ними, означающим "старый". Клан Сёни также изображается на Свитке с картинами монгольского вторжения во время совершения ими одного из "лодочных рейдов" на корабли монгольского флота. Их флаг представляет собой белый хата дзируси с мон’ом из четырех открытых ромбов черного цвета, образующих вместе фигуру также в виде ромба.


Здесь изображен Нава Нагатоси (ум. 1336) с мон'ом "корабль на воде", символизирующим его преданность своему господину Кусуноки Масаси-гэ, которая была столь же твердой, что и преданность Кусуноки императору. Художник позднейшего времени, однако, допустил ошибку, прикрепив к кирасе Нава сасимоно — этот флаг появился в снаряжении самураев только в 16 в. Мон Нагатоси на самом деле изображался на хата дзируси.



Ранний образец мон'а, базирующегося на изображении перьев, появляется на белом хата дзируси клана Кикути с острова Кюсю, сражавшегося на стороне императора Го-Дайго в Войнах Нам-бокутё 14 в. Кикути Такэ-токи (1293-1334) был одни из славных представителей этого рода

о сайте