Геральдика японского императорского дома

03-мар, 03;35 Heraldry 25
Геральдика японского императорского дома

На переднем плане этой секции свитка Госаннэн Кассэн Эмаки изображены расписанные голубями Хатимана, небесного покровителя Минамото, маку (полевые ширмы) Минамото Ёсииэ времен Второй трехлетней войны 1080-х гг. Использование этого знака в качестве геральдического приходится на более поздние времена.


Сами японские императоры традиционно ассоциировались с кики-но го мон'ОМ, хорошо известным геральдическим знаком в виде 16-лепестковой хризантемы. Происхождение его не ясно — полагают, что в основе его лежит стилизованное изображение солнечных лучей, а отнюдь не лепестков хризантемы. Каково бы ни было его происхождение, кики-но го мон на протяжении столетий оставался единственным геральдическим знаком японского императорского дома. В 1871 г., после Реставрации Мэйдзи, приведшей к образованию современной Японии, был выпущен указ, запрещающий использование любого мон’а, похожего на императорский символ. В то же время были установлены правила изображения императорской хризантемы, в которых изображение
16-лепесткового цветка с небольшим кружком в центре, указывающим на вид цветка сверху, определялось символом исключительно правящего императора. Принцам предписывалось пользоваться знаком в виде 14-лепесткового цветка с чашечкой в центре, указывающей на вид цветка снизу. Император Го-Дайго, чья неудачная попытка реставрации императорской власти в 14 в. привела к Войне Нам-бокутё, в годы своего изгнания пользовался знаком в виде
17-лепестко вой хризантемы.

Самые ранние в японской истории изображения мон’ов ассоциируются с императорами и их дворами. Простые геральдические знаки можно обнаружить на живописных свитках с изображениями императорских процессий, относящихся к периоду Нара (710— 784 гг.) — на боках воловьих повозок, использовавшихся императорскими чиновниками. Начиная с 10 в. нашей эры, могущественные землевладельческие кланы Японии начали борьбу за власть, которая в итоге привела к фактическому упразднению власти императора и низведению его до уровня марионетки. Воины, состоявшие на службе у этих землевладельцев, назывались самураями.
Военные операции, проводившиеся во времена Смуты Хогэн 1156 г., Смуты Хэйдзи 1160 г. и Войны Гэмпэй 1180-1185 гг., характеризуются использованием флагов для идентификации и организации войск. Флаги того времени назывались хата дзируси и представляли собой узкие "вымпелы", свисавшие с горизонтальных поперечин, прикрепленных к верхней части длинного древка. Хата дзируси во время сражения несли пешие воины или всадники, сопровождавшие элитные отряды конных лучников-самураев.
Один из геральдических аспектов того времени, который еще всерьез не обсуждался, связан с использованием красных флагов кланом Тайра и белых флагов кланом Минамото. В литературе того времени и в гункимоно, или "воинских повестях", рассказывающих о битвах той эпохи, встречается множество упоминаний о флагах этих цветов. В битве при Данноура в 1185 г., читаем, море стало красным от крови убитых воинов Тайра и от плавающих в нем их поверженных знамен.

Что же касается геральдических знаков этих двух кланов, то существует традиция, приписывающая Тайра мон в виде стилизованной черной бабочки, а Минамото — в виде растительного мотива, базирующегося на образе риндо (горечавки) — см. цветные иллюстрации А4 и АЗ. К сожалению, у нас нет достаточно веских оснований для утверждения, что эти два мон’а действительно использовались в 12 в., однако на всех живописных ширмах и гравюрах последующих времен, посвященных изображению Войны Гэмпэй, они неизбежно встречаются на красных и белых флагах. В часовне, установленной на месте битвы при Ясима (1184), выставлен флаг, который, как утверждается, принадлежал Минамото. Это простое белое полотнище без каких-либо следов геральдического знака.


Рисунок на знамени Кумагаи Наодза-нэ напоминает о счастли"вом спасении Минамото Ёритомо в 1180 г., описанном в тексте. Символика знака очевидна. Два голубя в середине и два наверху образуют букву "ха", первую букву в имени . Голуби, сорвавшись с дерева, под которым прятался Ёритомо, отвлекли от него преследователей. Мотив в виде снежинки внизу указывает на то, что все это происходило зимой.


Итак, изображался ли мон на флагах Тайра и Минамото? Историк 18 в. Араи Хакусэки (1656—1725) в своей работе, озаглавленной Хонтё Гункико, приводит выдержку из Хэйкэ моногатари, в которой сообщается о красных флагах Тайра и белых флагах Минамото, а также о мон’ах, которые изображались на ибаку (полевых ширмах) обоих кланов. Ибаку, также называвшиеся маку, играли особую роль на самурайском поле боя. Эти огромные матерчатые полотнища подвешивались по периметру на шнурах к деревянным столбам, образуя особую загородку, за которой скрывались руководивший ходом сражения полководец и его ближайшее окружение. Эти ширмы являлись таким неотъемлемым элементом самурайской жизни, что Минамото Ёритомо, основавший в 1192 г. сёгунат, даже назвал этот новый институт государственной власти бакуфу, "правительством за ширмами".
В 16 в. на маку вышивались или наносились краской обычно большие изображения мон’а командующего. Однако абсолютно неясно, изображались ли какие-нибудь геральдические знаки на маку Тайра и Минамото во времена Войны Гэмпэй в 12 в. На иллюстрациях, посвященных Войне Госаннэн ("Второй трехлетней войне"), ведомой Минамото Ёсииэ с 1086 по 1089 гг., изображаются маку Ёсииэ, украшенные знаком в виде птиц, которые когда-то предупредили Ёсииэ о вражеской засаде, поднявшись всей стаей с поля. Однако не исключено, что это изображение является лишь художественной вольностью живописца, пытавшегося таким образом проиллюстрировать известную легенду.
Тем не менее, есть отдельные свидетельства того, что определенные геральдические знаки, либо в виде мон’ов Тайра и Минамото, либо в другом виде, во многих случаях все же присутствовали на их флагах. Так, на одной из стадий Войны Гэмпэй в разных частях Японии действовали две ветви клана Минамото, которые, в конце концов, и столкнулись друг с другом. В 1184 г. Минамото Ёсицунэ был послан на усмирение своего кузена Минамото Ёсинака, буйствовавшего в Киото, который за год до того нанес поражение Тайра и оккупировал столицу, подвергнув ее безжалостному разграблению. В Хэйкэ моногатари описывается паника, охватившая Киото при приближении войска под белыми знаменами. Горожане испугались, что это снова на них идет Ёсинака, но вскоре признали в самураях Минамото людей Ёсицунэ, поскольку у них "были другие знаки", и порядок в городе восстановился. В другом месте Хэйкэ моногатари упоминается о партизанах Тайра, имеющих "значок в виде дубовых листьев". Судя по всему, помимо красных и белых флагов, враждующими сторонами использовались и другие опознавательные знаки, о чем и говорится в очередном отрывке, посвященном описанию белого флага с мон’ом в виде веера, принадлежавшего клану Кодама, состоявшего в союзе с Минамото. Таким образом, вполне резонно можно заключить, что мон’ы Тайра и Минамото часто появлялись на их флагах, и что они представляли собой, возможно, стилизованные изображения бабочки и горечавки.

Другим местом, где могли появиться геральдические мотивы в те времена, была лицевая сторона деревянного щита из боевого арсенала пехотинцев. Наряду с мон’ом, на фронтальные части щитов иногда наносились черные полосы. Такие же черные полосы появлялись на полотнищах белых и красных флагов и служили, по всей видимости, для идентификации отдельных отрядов внутри одного войска, или, возможно, младших ветвей одного и того же клана.
Мон был далеко не единственным знаком, который изображался на флагах, ширмах и щитах во времена Войны Гэмпэй. Сохранилось несколько экземпляров флагов с начертанными на них черной тушью надписями религиозного или личного характера. Они включают буддистские молитвы, поэтические прославления воинской доблести и призывы к различным синтоистским ками (божествам), небесным покровителям воинов. Герой Сасаки Такацуна первый переправился через реку Удзи в 1184 г., предположительно, под белым прямоугольным флагом с начертанной на нем черной тушью молитвой и датой "Дзисё 2" (1178).

о сайте