Лилиевидный и другие кресты

03-мар, 02;52 Heraldry 70
Лилиевидный и другие кресты


Лилиевидный крест
Достаточно познавательным в этом смысле является следующий отрывок из книги П. Жели-Дидо, А. Лафилле "Декоративное искусство во Франции с XI по XVI век" (Париж, 1860): "С того самого времени, как начали возводиться первые церковные здания, возник обычай сохранять на стенах памятные изображения в честь освящения епископом внутреннего помещения церкви. Мало-помалу вошло в обычай украшать эти памятники орнаментом, так что в итоге в средневековую эпоху освятительные кресты стали играть важнейшую роль в церковном убранстве, часто встречались и их напольные изображения (...) Важность этих крестов такова, что мы считаем необходимым объединить их в соответствии с различными формами, характерными для всего XIII века (...)". При рассмотрении этих форм легко обнаруживается происхождение многих типов геральдических крестов.
Лилиевидный крест - один из самых типичных. Он имеет многочисленные разновидности, в основном касающиеся формы лилий. На примерах, приведенных ниже, можно увидеть определенного рода эволюцию изображения: а - заостренное снизу основание чашечки цветка, загнутые вовнутрь лепестки, а также почти натуралистическое изображение (которое с некоторыми видоизменениями повторяется и в примере с); b - типичный геральдический крест с лилиями; d-f- наиболее распространенные виды стилизаций. Интересным представляется также сравнение этого типа креста с крестом Ависского ордена в Португалии.
Далее представлены лилиевидные кресты двух известных испанских рыцарских орденов - Калатрава и Алькантара. Эти кресты сначала были совершенно одинаковы. Второй являлся полной копией первого, поскольку папа Римский Юлий II не позволял вносить изменения в изображение. Позже, в 1411 году, при антипапе Бенедикте XIII цвет второго креста был изменен с красного на зеленый.
История возникновения трилистного креста Святого Маврикия в целом аналогична истории возникновения вышеописанных фигур.


Разделение конца перекладин креста на две части, напоминающие клюв, привело к созданию якорного креста. Дальнейшее удлинение этой формы представляет крест с закругленными концами, пример которого можно видеть на ниже (изображение относится к XIII веку). Форма якорного креста напоминает форму железных креплений мельничного жернова. Действительно, если мы рассмотрим квадрат в центре (цвета поля), то увидим так называемый мельничный крест. Это же изображение (не в крестообразной форме) повторяется неоднократно и на голландских городских гербах. В Великобритании в гербах восьмого сына дворянской семьи мельничный крест стал частью бризуры (знаком каденции) младшей линии рода.


В редком варианте рогатого креста окончания выступов принимают форму небольших вил или подставки аркебузы.
Раздвоенное окончание креста породило ряд простых геометрических модификаций (от раздвоенных, или восьмиконечных, крестов, таких, как Мальтийский, до изображений крестов, имеющих двенадцать и даже шестнадцать окончаний).
Разработка, идущая в зооморфологическом направлении, привела к превращению клювов в змеиные головы (змееносный крест). В этом случае надо различать обычный змеевидный крест, где изображена одна голова змеи, от похожего на него по форме крюковидного, варианта гаммированного креста, или свастики, поскольку, несмотря на внешнее сходство, речь идет о разных типологических вариантах.



Крест, украшенный шариками над каждой верхушкой или над углом ромба на концах фигуры (как в крестах Пизы или Тулузы), именуется крестом с шариками, посохообразным, или крестом с жемчужиной. Второй атрибут имеет отношение к посохам паломников, их точное название "бордоне".
Крест мог состоять из простых фигур, располагающихся крестообразно: в качестве таких фигур могли использоваться изображения лесного ореха (или просто ореха, см. державный крест, горностаевый мех, ромбы или безанты.
Перекрещенные крестики часто были острыми или, точнее сказать, заостренными у основания (см. гербы английских пэров).


Герб Джорджа Хатчинсона (Дарем, Великобритания) "Рассеченный, красный и синий, усеянный перекрещенными золотыми крестиками, в центре лев, пересекающий линию деления; поверх всего (по требованию Даусона): синий щиток с колючей золотой перевязью справа с тремя красными мерлеттами"

о сайте