Т-образный и лапчатый кресты

03-мар, 02;22 Heraldry 55
Т-образный и лапчатый кресты


Т-образный крест (буква "tau" из греческого алфавита), как уже говорилось, использовался как орудие казни, причем не только через распятие, но и через повешение. Оставаясь почти неизменным на протяжении веков, он символизировал юрисдикцию феодалов, которым принадлежало право на осуществление правосудия (в этой связи знак Т-образного креста имел то же символическое значение, что и знак колеса, а также, по мнению некоторых, знак столба). Это толкование кажется наиболее приемлемым, так как оно основывается на данных документальных источников, каковым является феодальное право. Кроме того, Т-образный крест был известен под названием "крест Святого Антония", так как был символом одноименного ордена госпитальеров (братьев милосердия), основанного примерно в 1005 году. Братья милосердия оказывали помощь больным во время эпидемии "огня Святого Антония" ("herpes zoster" - "опоясывающий герпес", лишай). Считалось, что синий Т-образный крест, нашитый на серых туниках рыцарей ордена Святого Августина — изображение костыля, символизирующее физическую немощь.

Т-образный крест называют еще костыльным крестом ("croce di potenza", ит). Это название поддается толкованию через сходное по звучанию французское слово "potence", которое в переводе означает "виселица", орудие казни через повешение, или "костыль" (эта интерпретация лишь подтверждает все то, что было изложено выше). Поперечиной (пересекающей сам крест или несущий столб) следует называть перекладину на вершине одной или нескольких сторон геральдического креста (как правило, греческого); в этом случае каждая из сторон креста становится Т-образной, а поперечина может быть расположена как параллельно, так и перпендикулярно линии деления (эти перекладины называются, соответственно, "костыльными" или "противокостыльными ").
Несмотря на все приведенные толкования, существуют геральдисты (например, Джинанни), которые утверждают, что костыльный крест - это "символ жизни, счастья и здоровья". Возможно, это и так, если воспринимать его как талисман, оберегающий от всего вышеизложенного.



Лапчатый крест представляет собой не что иное, как греческий крест (с четырьмя равными сторонами) на самой ранней, начальной стадии процесса видоизменения формы креста, причем вовсе не в декоративных целях - оно было обусловлено стремлением символически выразить всю тяжесть страданий Христа. Крест дополнялся такими элементами, как лилии, змееобразные линии, трилистники, расположенные на его вершинах. Иногда эти изображения замещают собой стороны креста - именно так случилось с ореховым крестом. Сталкиваясь с таким количеством разнообразных фигур и изображений исключительно светского характера, мы вынуждены задаться следующими вопросами: как, когда и почему произошло замещение сакрального символа мирским, или, точнее говоря (раз уж речь идет о геральдике), геральдическим? Иными словами, чем был обусловлен этот процесс секуляризации сакральной символики, когда он начался и почему?
Исследование раннехристианской и средневековой иконографии наводит на мысль, что лапчатый крест являет собой первую стадию процесса изменений: на нимбе Христа часто присутствует символическое изображение сияния, исходящие лучи которого приобретают форму, напоминающую лапчатый крест. Этот крест хорошо различим на "Диптихе консула Климентина" 313 года, что может служить доказательством древности этой формы креста (и полностью опровергает геральдические описания, гласящие, что подобный крест - это "наложение друг на друга столба и пояса, оба лапчатые", то есть расширяющиеся к краю).


Герб королевства Венгрия "Рассеченный на старинный герб Венгрии (чередование восьми красных и серебряных поясов) и новый герб Венгрии (в красном поле серебряный патриарший лапчатый крест, подпираемый зеленой горой о трех вершинах и обремененный у подножия золотой короной)"

о сайте